Концепция проекта Закона Республики Беларусь «О проектах государственно-частного партнерства в Республике Беларусь»
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
КОНЦЕПЦИЯ
ПРОЕКТА ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ПРОЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»
Минск, июнь 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. |
Характеристика целей подготовки Закона и предмета правового регулирования |
Глава 2. |
Анализ законодательства, относящегося к предмету правового регулирования Закона, особенности отношений в проектах ГЧП |
Глава 3. |
Оценка предложений заинтересованных государственных органов и иных организаций о необходимости изменения правового регулирования общественных отношений в сфере ГЧП |
Глава 4 |
Обзор научных исследований, публикаций, законодательства иностранных государств, относящихся к предмету правового регулирования Закона |
Глава 5. |
Примерная структура и содержание глав Закона |
Глава 6. |
Возможные изменения концептуальных положений законодательства |
Глава 7. |
Прогноз финансово-экономических и иных возможных последствий принятия Закона |
Концепция проекта Закона Республики Беларусь «О проектах государственно-частного партнерства в Республике Беларусь» (далее – Концепция) разработана в соответствии с пунктом 52 Плана подготовки законопроектов на 2012 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2012 г. № 21 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 7, 1/13236).
Глава 1.
Характеристика целей подготовки проекта Закона и предмета правового регулирования
1. Основной целью подготовки проекта Закона Республики Беларусь «О проектах государственно-частного партнерства в Республике Беларусь» (далее – Закон) является создание условий для развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь, содействие привлечению инвестиций в экономику страны, обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в собственности государства, повышение качества товаров (работ, услуг), предоставляемых населению.
В Законе предлагается урегулировать отношения при осуществлении инвестиций на основе проектов государственно-частного партнерства (далее – проект ГЧП).
2. Проект ГЧП представляет собой комплекс мероприятий по привлечению государственным партнером частного партнера к взаимодействию в отношении объектов инженерной, производственной, социальной и транспортной инфраструктуры:
находящихся в собственности Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, требующих реконструкции, ремонта, реставрации и использование которых будет осуществлено на основе соглашения о государственно-частном партнерстве (далее – соглашение);
которые будут возведены, переданы в собственность государства и, использование которых будет осуществлено в рамках соглашения (далее – объекты).
В отношении объектов может быть осуществлена иная деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Участки недр, водные объекты, леса (участки лесного фонда) не могут являться объектами проектов ГЧП.
2.1. Проект ГЧП включает в себя следующие этапы: отбор предложений по объектам; формирование перечня объектов, предлагаемых в проекты ГЧП; конкурс по выбору частного партнера; заключение и реализацию соглашения.
Проекты ГЧП осуществляются в отношении объектов, которые включены в перечень объектов, предлагаемых в проекты ГЧП (далее – перечень). Перечень состоит из двух разделов:
объекты, находящиеся в собственности Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, требующие реконструкции, ремонта, реставрации и использование которых будет осуществлено на основе соглашения;
объекты, которые будут возведены, переданы в собственность государства и, использование которых будет осуществлено в рамках соглашения
2.2. Проекты ГЧП могут осуществляться в следующих сферах:
транспорта и дорог (включая мосты и туннели);
коммунального хозяйства и коммунальных услуг;
медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе здравоохранения;
образования, воспитания, культуры и социального обслуживания;
подвижной, стационарной связи и телекоммуникаций;
производство, передача и распределение электрической и тепловой энергии;
переработка, хранение, перевозка, передача и распределение нефти и природного газа;
агропромышленного производства;
туризма, рекреации и спорта;
в иных сферах, связанных с предоставлением услуг широкому кругу потребителей.
2.3. Перечень формируется Министерством экономики на основании предложений, внесенных республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь (далее – государственные органы и организации), согласованных с Государственным комитетом по имуществу и Министерством финансов, местными исполнительными и распорядительными органами. Данные предложения должны сопровождаться технико-экономическим обоснованием, содержащим:
проблемы текущего состояния сферы экономики, которые влияют на ее дальнейшее развитие;
соответствие целей проекта ГЧП решению существующих проблем в сфере экономики;
альтернативные варианты реализации проекта ГЧП исходя из принципа обеспечения сбалансированности интересов частного партнера и потребителей товаров (работ, услуг), представляемых частным партнером;
ситуации в сфере экономики в случаях реализации проекта ГЧП и отсутствия такой реализации;
распределения выгод от реализации проекта ГЧП;
предлагаемого мультипликативного эффекта от реализации проекта ГЧП на смежные сферы экономики.
Предложения по объектам, находящимся в коммунальной собственности, формируются местными исполнительными и распорядительными органами, направляются в Министерство экономики и сопровождаются технико-экономическим обоснованием для включения в перечень.
Перечень утверждается Советом Министров Республики Беларусь и подлежит опубликованию на сайте Министерства экономики, государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации», организации по вопросам ГЧП (в случае ее создания), а также дипломатических представительств Республики Беларусь.
2.4. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, иностранные и международные юридические лица и (или) организации, не являющиеся юридическими лицами иностранных государств вправе обратиться в государственный орган и организацию с предложением об инициировании проекта ГЧП (так называемая добровольная заявка по проектам ГЧП) по своей инициативе в том случае, если разработанные ими проекты являются экономически и финансово целесообразными без государственной поддержки. Такие добровольные заявки сопровождаются технико-экономическим обоснованием и проектом соглашения, разработанным подателем добровольной заявки. В случае признания целесообразной добровольной заявки по проектам ГЧП, государственный орган и организация должны осуществить соответствующую подготовку предложения.
3. Проект ГЧП реализуется посредством соглашения, сторонами которого являются:
государственный партнер – Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица в лице республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Совету Министров Республики Беларусь, или местного исполнительного и распорядительного органа;
частный партнер – юридическое лицо (за исключением государственных унитарных предприятий и государственных учреждений), зарегистрированное в соответствии с законодательством Республики Беларусь, индивидуальный предприниматель, иностранные и международные юридические лица и (или) организации, не являющиеся юридическими лицами иностранных государств.
В тех случаях, когда для целей проекта ГЧП создается проектная компания (это определяется на стадии подготовки конкурсных документов), она выступает стороной соглашения. Проектная компания – юридическое лицо, создаваемое в соответствии с законодательством Республики Беларусь в форме коммерческой организации исключительно в целях реализации проекта ГЧП.
Обязанным лицом перед государственным партнером по соглашению является частный партнер.
4.Объекты, возведенные в результате исполнения условий соглашения, передаются в государственную собственность с последующим использованием частным партнером и (или) проектной компанией данных объектов, если иное не предусмотрено соглашением.
Улучшения, произведенные на существующих объектах государственной собственности, использование которых будет осуществлено на основе соглашения, а также объекты незавершенного строительства и права интеллектуальной собственности, возникшие при исполнении условий соглашения, являются государственной собственностью.
Объекты соглашения не могут выступать предметом залога.
Объекты соглашения не подлежат отчуждению на период срока действия соглашения.
Частный партнер и (или) проектная компания несут риск случайной гибели или случайного повреждения государственного имущества, переданного ему во владение и пользование по соглашению, а также имущества, возникающего по результатам исполнения соглашения, если иное не установлено соглашением.
5.Затраты частного партнера и (или) проектной компании, связанные с реализацией соглашения, могут возмещаться путем:
производства и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и получения прибыли (доходов) в процессе использования объекта соглашения с пользователей объекта (принцип «пользователь платит», при этом финансирование из бюджета может отсутствовать);
финансирования из бюджета в виде денежных платежей из бюджета за возведение объекта и передачу его в государственную собственность; реконструкцию, ремонт, реставрацию объекта, а также производство и реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг в процессе использования объекта (далее – платежи из бюджета).
В рамках одного проекта ГЧП возможно сочетание видов возмещения затрат частного партнера и (или) проектной компании.
6. Анализ законодательства Республики Беларусь и практики его применения, а также законодательства иностранных государств, публикаций в средствах массовой информации, приведенный в главах 2 и 3 Концепции, дает основания сделать вывод о необходимости подготовки нормативного правового акта в виде Закона. Подобное предложение обусловлено также важностью общественных отношений, возникающих при осуществлении проектов ГЧП, и необходимостью создания стройной и внутренне согласованной системы нормативных правовых актов, регулирующих все аспекты при осуществлении проектов ГЧП.
Глава 2.
Анализ законодательства, относящегося к предмету правового регулирования проекта Закона, особенности отношений в проектах ГЧП
7. Основным нормативным правовым актом является Конституция Республики Беларусь, в которой регламентируются основы экономической деятельности государства и субъектов предпринимательской деятельности.
Правовой основой для подготовки проекта Закона является Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 3, 1/12259), принятая в целях дальнейшей либерализации белорусской экономики, повышения ее конкурентоспособности и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития, которой предусмотрено формирование правовой базы, стимулирующей развитие в Республике Беларусь механизмов ГЧП.
8. К законодательным актам, регулирующим договорные отношения государственного и частного секторов и иные формы их взаимодействия по имущественным вопросам, можно отнести:
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, которым определены основные понятия, применяемые в сфере инвестиционной деятельности, меры государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, особенности осуществления инвестиционной деятельности на основе концессий, регламентирована деятельность иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь;
Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года «О хозяйственных обществах» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 35, ст. 552; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 18, 2/1197), в соответствии с которым (наряду с Гражданским кодексом Республики Беларусь) возможно создание хозяйственных обществ, доли в уставных фондах (акции) которых принадлежат Республике Беларусь либо ее административно-территориальным единицам (так называемое институциональное ГЧП);
Закон Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 184, 2/1721), который регулирует правоотношения в области владения, пользования и распоряжения объектами, находящимися только в собственности государства, а также реализации исключительного права государства на осуществление отдельных видов деятельности;
Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 6, 1/9264), который регулирует отношения в области охраны и использования земель на территории Республики Беларусь, порядка предоставления земельных участков при продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, определения полномочий местных исполнительных комитетов в решении вопросов изъятия и предоставления земельных участков;
Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 188, 1/10912), который регламентирует вопросы заключения инвестиционных договоров, предоставления льгот и преференций инвестору;
Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2010 г. № 273 «О создании государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 132, 1/11670), принятый в целях совершенствования работы по привлечению иностранных инвестиций, повышения эффективности приватизационных процессов в Республике Беларусь и обеспечения взаимодействия инвесторов с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами;
Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 «Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 43, 1/12462), в соответствии с которым предусмотрено внедрение формирования полноценной конкурентной среды и механизмов ГЧП в сферах экономики;
Указ Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 342 «О государственной программе устойчивого развития села на 2011 – 2015 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 88, 1/12739), которым в качестве основной задачи развития агропромышленного комплекса определено развитие ГЧП;
иные законодательные акты.
9. Отдельные вопросы по развитию ГЧП урегулированы постановлениями Совета Министров Республики Беларусь:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 216 «Об утверждении программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 29, 5/33370), которым среди ключевых направлений деятельности Правительства Республики Беларусь в области реализации приоритетов Программы социально-экономического развития на 2011 – 2015 годы определены поддержка предпринимательства и формирование ГЧП, повышение эффективности управления государственным имуществом, совершенствование форм и методов государственного регулирования экономических отношений, создание механизмов ГЧП;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 669 «О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 64, 5/33864), которым определена необходимость подготовки закона о государственно-частном партнерстве в целях развития ГЧП в научно-технической и инновационной сферах, вовлечения субъектов предпринимательской деятельности в состав исполнителей государственных научно-технических программ и Государственной программы, отраслевых и региональных научно-технических и инновационных программ;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2011 г. № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 91, 5/34272), которым установлены порядки заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь; регламентированы процедурные вопросы, связанные с предоставлением льгот и преференций инвестору;
иными нормативными правовыми актами.
10. Учитывая инвестиционную природу отношений в проектах ГЧП, при подготовке Закона следует учитывать следующие международные договоры Республики Беларусь:
Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства от 9 декабря 2010 года;
межправительственные соглашения о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций.
11. Анализ актов законодательства выявил недостаточность существующих правовых норм для осуществления инвестиций на основе проектов ГЧП.
Суть правоотношений по проектам ГЧП в отличие от государственных закупок, инвестиционных договоров и концессии заключается в следующем.
Взаимодействие государственного и частного партнеров в проектах ГЧП осуществляется в отношении объектов, находящихся в государственной собственности. Право собственности на эти объекты не переходит к частному партнеру, остается за государством (это не приватизация).
Если это существующие объекты – в отношении них может осуществляться реконструкция, ремонт, реставрация, обязательно использование и другие виды деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Если это объект, который будет возведен, право собственности возникает у государства с момента создания объекта частным партнером. Но на этом деятельность частного партнера не заканчивается. Он продолжает состоять в договорных отношениях с государственным партнером и осуществлять в рамках проекта ГЧП использование этого объекта в течение длительного срока. Это отличает правоотношения по проекту ГЧП от государственных закупок, когда взаимодействие заканчивается на моменте поставки товаров (работ, услуг).
12.Эффективность проектов ГЧП заключается в том, что частный партнер, осуществляя возведение, реконструкцию, ремонт, реставрацию объекта и другие виды деятельности знает, что он будет этот объект в дальнейшем использовать, технически обслуживать, поэтому на всех вышеперечисленных стадиях он старается использовать технологически эффективные материалы, инновационные разработки с целью обеспечения себе минимальных расходов на стадии использования, технического обслуживания объекта.
Соглашением может быть предусмотрено финансирование из бюджета в виде платежей из бюджета, которое будет покрывать затраты частного партнера. В том случае, если частный партнер и (или) проектная компания не будет выполнять условия соглашения, размер платежей из бюджета будет соответственно уменьшаться в соответствии с условиями соглашения. Частный партнер и (или) проектная компания, зная размеры платежей из бюджета, будет стремиться работать по условиям соглашения, а также минимизировать свои расходы на стадии использования объекта, его технического обслуживания.
13. Отличительными признаками отношений в области осуществления проектов ГЧП являются:
13.1.партнерский характер, который находит выражение:
в обязательном распределении рисков между сторонами соглашения (государственный партнер, частный партнер и (или) проектная компания берут на себя определенные риски);
в обязательной выплате компенсации государственным партнером частному партнеру и (или) проектной компании в случае досрочного прекращения соглашения в зависимости от того по чьей инициативе это происходит;
в обеспечении гарантий как государственному, так и частному партнерам.
13.2. возможность создания для целей осуществления проекта ГЧП проектной компании, участниками которой могут быть частный партнер, государственный партнер, банки, небанковские финансово-кредитные организации (далее – кредиторы);
13.3. основанием для платежей из бюджета является прибыль (доходы), полученные в результате осуществления инвестиций частным партнером и (или) проектной компанией в рамках реализации соглашения.
13.4. объекты - существующие и возведенные объекты инженерной, производственной, социальной и транспортной инфраструктуры, находящиеся в собственности Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, требующие реконструкции, ремонта, реставрации, а также возведение и использование которых будет осуществлено на основе соглашения;
13.5. участие частного партнера и (или) проектной компании в проекте ГЧП, предусматривающем: возведение, реконструкцию, ремонт, реставрацию и использование объекта на основе соглашения, а также иные виды деятельности, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
В рамках одного соглашения могут осуществляться два и более видов деятельности.
13.6. определение частного партнера осуществляется посредством проведения конкурса;
13.7. трехсторонний характер данных отношений (государственный партнер, частный партнер, и при необходимости, проектная компания).
Глава 3.
Оценка предложений заинтересованных государственных органов, иных организаций о необходимости изменения о необходимости законодательного закрепления общественных отношений в сфере ГЧП
14. Необходимость законодательного закрепления института ГЧП неоднозначно оценивалась государственными органами, общественными объединениями предпринимателей и международными организациями.
В частности, высказывалось мнение, что Закон не будет иметь собственного предмета правового регулирования, в связи с чем конструктивные положения, касающиеся ГЧП, целесообразно внести как изменения в уже принятые законы или законопроекты, подготовка которых осуществляется в настоящее время, например, такие как проект Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» или проект Закона Республики Беларусь «О концессиях».
Анализ законодательства Республики Беларусь показал, что отношения в проектах ГЧП, которые будут являться предметом правового регулирования Закона, имеют свои специфические признаки, выделяющие их из массива отношений, связанных с осуществлением инвестиций, в том числе, на основе концессий, поэтому подготовка отдельного Закона представляется оправданной.
15. Представители общественных объединений предпринимателей также полагают, что законопроекты «Об инвестициях» и «О концессиях» не отражают специфику отношений в проектах ГЧП, и применение их на практике для развития ГЧП в Республике Беларусь будет являться недостаточным. Кроме того, по мнению предпринимательских кругов, объявление принципов осуществления проектов ГЧП путем принятия Закона, будет являться важным политическим шагом. Государство тем самым признает, что оно готово к сотрудничеству в форме партнерства (когда объявляет о возможности сотрудничества) и признает партнерство эффективной экономической формой (политический аспект).
16. Предполагаемое содержание Закона также вызывает множество споров: либо это будет декларативный акт, определяющий основные принципы ГЧП и перечисляющий уже имеющиеся инструменты взаимодействия государства и бизнеса (и в этом случае его практическая ценность остается под вопросом), либо в рамках Закона будет предложена возможность взаимодействовать государству и бизнесу на условиях и принципах партнерства, с использованием такого механизма финансирования как, проектное финансирование, позволяющего государству и бизнесу успешно взаимодействовать и решать каждому свои задачи.
Представляется, что именно вторая концепция позволит создать правовые условия для качественно новых взаимоотношений между государством и бизнесом, поскольку она несет в себе возможность гибко развивать взаимодействие государства и бизнеса.
Глава 4.
Обзор научных исследований, публикаций, законодательства иностранных государств, относящихся к предмету правового регулирования Закона
17. Термин «ГЧП» является устоявшимся переводом с английского языка понятия «public-private partnership» (PPP).
Имеющиеся в мировой практике определения можно разделить на три группы: определения ГЧП, предлагаемые международными организациями, определения в актах законодательства и научные определения.
17.1. В публикациях рейтингового агентства «Standart and Poors» ГЧП – это любое средне- или долгосрочное соглашение между частным и государственным сектором, основанное на разделении рисков и доходов, а также на объединении ресурсов и компетенций.
По определению Европейского инвестиционного банка ГЧП – общий термин для отношений между предпринимательским сектором и структурами государственного сектора с целью привлечения ресурсов и кадрового потенциала частного сектора для оказания помощи в производстве общественных благ и услуг.
По определению Всемирного банка ГЧП – это соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и, что еще более важно, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования.
17.2. В соответствии с Законом Республика Польша «О государственно-частном партнерстве» ГЧП – это сотрудничество государства и частного партнера на базе контракта о ГЧП в выполнении государственной задачи.
В Ирландии под ГЧП понимается сотрудничество государственного и частного секторов в целях реализации конкретного проекта или оказания населению услуг социального характера, обязанность предоставления которых возлагается на государственный сектор.
В США ГЧП понимается как закрепленное в договорной форме соглашение между государством и частной компанией, позволяющее последней в согласованной форме участвовать в государственной собственности и исполнять функции, традиционно лежащие в сфере ответственности публичной власти. Такое соглашение обычно предполагает наличие контракта соответствующего правительственного агентства с частной компанией, предметом которого выступают реконструкция, строительство объекта государственной собственности и (или) его эксплуатация, управление и т.п. Основные права собственности в отношении данного объекта не изменяются, и государство даже после передачи объекта частной компании остается его собственником. Термин ГЧП определяет широкий спектр отношений в диапазоне от более или менее простых контрактов, по которым частная компания принимает на себя определенные риски и соглашается на систему штрафных санкций, до комплексных, технически сложных проектов, включающих строительство, модернизацию, эксплуатацию объектов и управление ими.
17.3. По мнению авторов научных исследований в области ГЧП (В.Г.Варнавский, А.В.Клименко, В.А.Королев, С.А.Карпов, М.А.Дерябина) под ГЧП понимается:
институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом (предпринимательскими структурами), направленный на достижение общих экономических целей, на решение актуальных социально-экономических задач;
основной целью создания ГЧП является реализация национальных и международных, масштабных и локальных общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и финансирования инновационных научных разработок до обеспечения социальной защиты населения.
17.4. Анализируя данные определения, можно прийти к выводу о том, что проекты ГЧП рассматриваются именно как юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество органов (организаций) публичной власти и субъектов предпринимательской деятельности в отношении объектов, находящихся в сфере непосредственного государственного интереса и контроля, а также публичных услуг, осуществляемых государством. Данное сотрудничество предполагает объединение ресурсов и распределение рисков между партнерами, осуществляемое в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное государственное и общественное значение.
18. Реализуемые проекты ГЧП в европейских странах позволяют говорить о следующих положительных эффектах для государства:
ускорении внедрения новых социально значимых проектов за счет привлечения дополнительных финансовых и прочих ресурсов;
возможности применения инновационных технологий;
повышении эффективности управления государственным имуществом, экономии бюджетных средств;
бизнес вовлекается в процесс предоставления публичных услуг населению страны;
поощрение предпринимательской инициативы в социально значимых секторах экономики.
19. Выгоды бизнеса при участии в проектах ГЧП, можно обозначить следующие:
возможность получить прибыль от участия в таких проектах, в которых невозможно было бы участвовать без взаимодействия с государственными органами;
прямую поддержку со стороны государственных органов;
долговременное сотрудничество;
новые возможности для инновационного бизнеса и др.
20. Для населения страны как получателей товаров (работ,услуг) развитие проектов ГЧП означает:
развитие объектов инфраструктуры;
увеличение мобильности населения;
приобретение товаров (работ, услуг) на основе принципа соотношения цены и качества.
21. В силу разных правовых традиций основы регулирования ГЧП значительно различаются в разных странах.
В ряде стран приняты специальные законы о ГЧП (Германия, Польша, Румыния, Чехия, Венгрия, Греция, Бразилия, Южная Корея, Япония, Аргентина, Латвия, Молдова, Украина, Кыргызстан, Российская Федерация (Модельный закон для регионов, законы в 47 субъектах Федерации и др.).
Во многих странах действуют разрозненные законодательные акты, опосредующие принципы ГЧП: законы о концессиях, государственных закупках, контрактных формах, секторальном регулировании и др. (Италия, Великобритания, Бельгия, США, Китай, Болгария, Хорватия, Словакия, Индия, Литва, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и др.).
Также имеется ряд государств, в которых вопросы ГЧП законодательно не урегулированы (Австрия, Армения, Израиль, Швеция, Сирия, Эстония, Туркменистан и др.).
На Украине приняты и действуют Законы Украины «О концессиях», «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог», «О государственно-частном партнерстве».
22. Анализ законодательства партнеров Республики Беларусь по созданию Единого экономического пространства показал следующее.
22.1. В Российской Федерации принят Закон «О концессионных соглашениях», разработан Модельный Закон «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно – частного партнерства» (далее – Модельный Закон), на основе которого субъектами Российской Федерации в настоящее время принято порядка 47 собственных законов.
22.1.1. Согласно Модельному Закону, ГЧП – это привлечение субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием российского или иностранного юридического лица либо объединения юридических лиц, либо индивидуальных предпринимателей для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной (социальной) инфраструктуры, предоставлению публичных услуг с их использованием на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, путем заключения и исполнения соглашения.
К общественной инфраструктуре отнесены объекты, комплексы объектов, используемые для удовлетворения общественных потребностей, обеспечение которых законодательно возложено на государственные и (или) муниципальный органы власти, в сферах транспорта, системы жилищно-коммунального хозяйства, энергоснабжения и распределения энергии, государственного и муниципального управления, правопорядка и безопасности, связи, использования природных ресурсов, здравоохранения и воспитания, культуры, спорта, образования, туризма, рекреации и иных.
Конкретные формы участия частных партнеров в ГЧП Модельным Законом не предусмотрены.
Распределение рисков названо в качестве существенного условия соглашения. Доли государственного и частного партнеров в праве собственности на объект соглашения также определяются соглашением.
Определены формы имущественного и финансового участия субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах ГЧП.
Имущественное участие осуществляется путем предоставления в аренду частному партнеру находящихся в государственной собственности земельных участков, на которых располагаются или должны располагаться объекты соглашения и (или) которые необходимы для осуществления частным партнером деятельности, предусмотренной этим соглашением, передачи частному партнеру в доверительное управление, владение и пользование иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальных образований либо принадлежащих исключительных прав в целях создания, реконструкции, модернизации, ремонта или эксплуатации частным партнером объекта соглашения на условиях и в течении срока, определенных соглашением.
Финансовое участие осуществляется за счет средств бюджета путем использования следующих инструментов:
бюджетные ассигнования на проведение работ по подготовке конкурса и заключение соглашения;
государственные и (или) муниципальные гарантии по займам, привлекаемым частным партнером для исполнения соглашения;
субсидии (компенсации) частному партнеру по исполнению обязательств субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, возникающих вследствие решений об экономическом регулировании деятельности частного партнера, реализации им мер социальной поддержки потребителей, определяемых в соглашении о ГЧП;
выкуп результатов частной деятельности партнера или софинансирование деятельности партнера из средств субъекта Российской Федерации и (или) муниципального (муниципальных) бюджета;
оплата по регулируемым тарифам (ценам) определенного объема товаров (работ, услуг), предусмотренного соглашением и произведенных частным партнером;
компенсация частному партнеру условий минимального трафика или минимального объема потребления, согласно условиям соглашения;
предоставление бюджетных ассигнований частному партнеру с возникновением права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных лиц.
В настоящее время Минэкономразвития разработан проект Федерального Закона «О государственно-частном партнерстве», который расположен на сайте Минэкономразвития.
22.1.2. Наиболее проработанным, по мнению российских специалистов, региональным актом в Российской Федерации в области ГЧП является Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 года «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» (далее – Закон Санкт-Петербурга).
Закон Санкт-Петербурга устанавливает порядок и условия участия Санкт-Петербурга в ГЧП путем заключения и исполнения от имени Санкт-Петербурга соглашений, в том числе концессионных.
Соглашение – договор, заключаемый Санкт-Петербургом в лице уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга с российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц, а в случаях, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга или нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, и с юридическим лицом, собственником 100 процентов акций (100 процентов долей уставного капитала, 100 процентов имущества) которого является Санкт-Петербург, направленный на осуществление деятельности на основе государственно-частного партнерства в следующих формах, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга или нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга:
Санкт-Петербург предоставляет партнеру земельные участки, на которых располагается объект соглашения и (или) которые необходимы для осуществления партнером деятельности, предусмотренной соглашением (далее – земельные участки), иное недвижимое и (или) движимое имущество, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, либо принадлежащие Санкт-Петербургу исключительные права в целях:
создания партнером объекта недвижимого (движимого) имущества (объекта соглашения), право собственности на который будет принадлежать партнеру, и осуществления партнером его последующей эксплуатации в порядке и на условиях, определенных соглашением, в течение определенного в соглашении срока, по истечении которого партнер передает его в собственность Санкт-Петербурга;
осуществления партнером реконструкции объекта недвижимого (движимого) имущества (объекта соглашения), право собственности на который будет принадлежать партнеру, и осуществления партнером его последующей эксплуатации в порядке и на условиях, определенных соглашением, в течение определенного в соглашении срока, по истечении которого партнер передает его в собственность Санкт-Петербурга;
создания партнером объекта недвижимого (движимого) имущества (объекта соглашения), право собственности на который будет принадлежать партнеру, и осуществления партнером его последующей эксплуатации в течение определенного в соглашении срока, в порядке и на условиях, определенных соглашением;
осуществления партнером реконструкции и последующей эксплуатации в порядке и на условиях, определенных соглашением, объекта недвижимого (движимого) имущества (объекта соглашения), право собственности на который будет принадлежать партнеру;
предоставления партнером в порядке и на условиях, определенных соглашением, товаров, работ или услуг потребителям с использованием объекта соглашения;
создания партнером объекта недвижимого (движимого) имущества (объекта соглашения), право собственности на который будет принадлежать партнеру в течение определенного срока, по истечении которого партнер передает объект соглашения в собственность Санкт-Петербурга;
осуществления партнером реконструкции объекта недвижимого (движимого) имущества (объекта соглашения), право собственности на который будет принадлежать партнеру в течение определенного срока, по истечении которого партнер передает объект соглашения в собственность Санкт-Петербурга.
22.2. В Республике Казахстан развитие ГЧП осуществляется на основе Закона Республики Казахстан «О концессиях». Специального закона о ГЧП нет, и в законодательстве нет определения ГЧП.
По информации интернет-сайта акционерного общества «Казахский центр государственно-частного партнерства» для Казахстана ГЧП – это совокупность среднесрочных и долгосрочных взаимоотношений между государственным и частным сектором по предоставлению общественно-значимых работ и (или) услуг по проектированию, финансированию, строительству, реконструкции, реабилитации, эксплуатации, обслуживанию объектов на условиях соблюдения основных принципов ГЧП (равенство и свобода; стабильность контракта; непрерывность оказания услуг; конкурсность; прозрачность и обратная связь; невмешательство; гарантии; возмездность; равноправие (недискриминация)).
В Республике Казахстан история развития ГЧП – история развития законодательства о концессиях.
Первый Закон Республики Казахстан «О концессиях», принятый 23 декабря 1991 года и утративший силу в 1993 году, регулировал организационные, экономические и правовые условия предоставления объектов в концессию только иностранным инвесторам на территории Республики Казахстан.
После признания утратившим силу Закона «О концессиях» 1991 года, ГЧП рассматривалось в основном, как элемент управления государственными активами, и основными нормативными правовыми актами, регулирующими данные взаимоотношения, были Гражданский кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «О приватизации», «Об акционерных обществах» и «О государственных закупках».
С принятием в 2006 году нового Закона Республики Казахстан «О концессиях» появилась возможность передачи права на создание объектов государственной собственности не только иностранным инвесторам, но и юридическим лицам – резидентам Республики Казахстан. Законом были определены правовые условия концессии, виды государственной поддержки концессионера и регулирование общественных отношений, возникающих в процессе заключения, исполнения и прекращения договоров концессии.
Современное определение концессии в Республике Казахстан – передача по договору концессии объектов государственной собственности во временное владение и пользование в целях улучшения и эффективной эксплуатации, а также прав на создание (строительство) новых объектов за счет средств концессионеров или на условиях со-финансирования с концедентом с последующей передачей таких объектов государству с предоставлением концессионеру прав владения, пользования для последующей эксплуатации, а также с предоставлением государственной поддержки либо без таковой.
Применяемая модель контракта в соответствии с законодательством о концессии «строительство-передача-эксплуатация», максимальный срок концессии 30 лет. При этом частный сектор строит, вводит в эксплуатацию и передает в собственность государства объект, а затем получает объект для его дальнейшей эксплуатации на праве владения и пользования, без права распоряжения.
В 2008 и 2010 году были внесены ряд правок в законодательство о концессиях по вопросам процедур передачи объектов в концессию, расширения мер государственной поддержки и повышения привлекательности концессионных проектов, отмены обязательности выпуска инфраструктурных облигаций.
В рамках реализации Послания Президента Республики Казахстан от 29 января 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» Правительством Республики Казахстан утверждена Программа по развитию ГЧП в Республике Казахстан на 2011-2015 годы, которой предусмотрено дальнейшее совершенствование правовой основы ГЧП.
23.Обзор научных исследований, публикаций в печати, законодательства иностранных государств, относящегося к области ГЧП, показал, что формы ГЧП в мировой практике разнообразны.
24. Опыт ряда стран, использующих механизмы ГЧП, свидетельствует о необходимости создания специализированной организации по вопросам ГЧП. При этом в международной практике создаваемые центры ГЧП имеют различную форму, как при отраслевых министерствах, так и с участием частного капитала.
Такой центр создан в Российской Федерации (Центр ГЧП как структурное подразделение Внешэкономбанка); Украинский центр содействия развитию публично-частного партнерства – некоммерческая организация; единственным акционером АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» является Правительство Республики Казахстан в лице Министерства экономического развития и торговли РК. (создано постановлением Правительства РК «О создании специализированной организации по вопросам концессии» от 17 июля 2008 г. № 693).
Европейский экспертный центр оценки проектов ГЧП (European PPP Expertise Centre – EPEC) учрежден Европейской комиссией совместно с Европейским инвестиционным банком 16 сентября 2008 г. и открыт для вступления органов государственной власти, ответственных за ГЧП. Его цель – создание необходимой платформы для обмена опытом по реализации проектов ГЧП и содействие выработке политики в сфере ГЧП для представителей стран, ответственных за политику в сфере ГЧП на региональном уровне.
Миссией ЕРЕС является укрепление способности государственного сектора участвовать в проектах ГЧП. ЕРЕС делает это, помогая странам-членам обмениваться опытом и знаниями.
В ЕРЕС входит 35 государств-членов, включая Европейский инвестиционный банк и Европейскую комиссию, которые являются первичными спонсорами. Среди остальных членов можно назвать следующие государства: Австрия (министерство финансов), Бельгия, Болгария (министерство финансов), Хорватия, Кипр, Чехия (министерство финансов), Дания, Финляндия (министерство финансов), Франция (министерство экономики), Германия (министерство финансов), Греция (министерство экономики и финансов), Венгрия (министерство национального развития), Ирландия (министерство финансов), Израиль (министерство финансов), Италия, Латвия (министерство экономики), Литва (министерство финансов), Мальта, Черногория (правительство), Нидерланды (министерство финансов), Польша (министерство экономики), Португалия, Румыния (министерство общественных финансов), Шотландия, Словакия (министерство финансов), Словения (министерство финансов), Испания, Турция, Великобритания (министерство финансов), Уэльс.
Глава 5.
Примерная структура и содержание глав Закона
25. Структурно Закон будет состоять из преамбулы и 9 глав:
Глава 1 «Общие положения»;
Глава 2 «Государственное регулирование в сфере государственно-частного партнерства»;
Глава 3 «Имущественное и финансовое обеспечение проектов ГЧП, гарантии»;
Глава 4 «Распределение и управление рисками в соглашении»;
Глава 5 «Добровольная заявка по проекту ГЧП, подготовка к проведению конкурса по выбору частного партнера»;
Глава 6 «Заключение, условия соглашения, досрочное расторжение, прекращение действия соглашения»;
Глава 7 «Реализация соглашения. Проектная компания»;
Глава 8 «Разрешение споров и контроль за реализацией соглашения»;
Глава 9 «Заключительные положения».
26. В преамбуле будут определены цели принятия Закона: создание условий для развития ГЧП в Республике Беларусь, содействие привлечению инвестиций в экономику страны, обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности, повышение качества товаров (работ, услуг), предоставляемых населению.
27. В главе 1 «Общие положения» будут даны определения терминов и понятий, используемых в Законе, сформулированы основные принципы осуществления проектов ГЧП, определены сферы применения и признаки, присущие проектам ГЧП, а также виды деятельности, осуществляемые частным партнером и (или) проектной компанией в проектах ГЧП.
Проекты ГЧП в Республике Беларусь осуществляются в соответствии с принципами: законности, справедливости и беспристрастности, партнерства, социальной ответственности, свободы договора, равноправия и добровольности, прозрачности, экологичности.
27.1. Закон будет предусматривать следующие основные виды деятельности, осуществляемые частным партнером и (или) проектной компанией в проектах ГЧП:
возведение объекта строительства, передача объекта в государственную собственность и использование (техническое обслуживание) – частный партнер финансирует, строит, передает объект государственному партнеру, сохраняя за собой права на аренду объекта на определенный в соглашении период времени, использует объект в течение срока соглашения;
возведение объекта строительства, использование (техническое обслуживание) и передача объекта в государственную собственность – частный партнер финансирует, строит, использует и технически обслуживает объект (право собственности на объект принадлежит частному партнеру) в течение оговоренного в соглашении периода времени, в течение которого частный партнер имеет право взимать плату с потребителей за производство и реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг при использовании объекта в целях возмещения затрат. По окончании срока соглашения частный партнер передает объект в государственную собственность;
реконструкция (реставрация) объекта и использование (техническое обслуживание) – частный партнер осуществляет реконструкцию или реставрацию объекта. После завершения реконструкции (реставрации) объект предоставляется частному партнеру для использования (технического обслуживания), при этом частный партнер эксплуатирует его от имени государственного партнера;
ремонт объекта и использование (техническое обслуживание) – частный партнер осуществляет ремонт объекта (капитальный, текущий) по завершении которого использует объект (технически обслуживает);
иные виды деятельности, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
28. В главе 2 «Государственное регулирование в сфере государственно-частного партнерства» будут определены полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, компетенция специального уполномоченного органа или организации по вопросам ГЧП, определяемая Правительством Республики Беларусь. Отдельные статьи будут посвящены подготовке предложений по включению в перечень объектов по проектам ГЧП и ведению реестра заключенных соглашений в целях обеспечения полного, своевременного и достоверного учета информации по проектам ГЧП, осуществляемым в Республике Беларусь.
29. В главе 3 «Имущественное и финансовое обеспечение проектов ГЧП, гарантии» будут отражены имущественное и финансовое обеспечение, закреплены гарантии для частного и государственного партнеров.
29.1.Имущественное обеспечение проектов ГЧП осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь посредством:
передачи в аренду, постоянное или временное пользование частному партнеру земельных участков, на которых располагаются или должны располагаться объекты и (или) которые необходимы для осуществления частным партнером деятельности, предусмотренной соглашением в соответствии с законодательством об охране и использовании земель;
передачи частному партнеру в доверительное управление, владение и пользование иного недвижимого и (или) движимого государственного имущества;
установления льготных ставок арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности в соответствии с законодательством об аренде государственного имущества;
иного имущественного обеспечения, не противоречащего законодательству Республики Беларусь.
29.2.Финансирование проектов ГЧП может осуществляться за счет средств государственного, частного партнера и (или) проектной компании в объемах и в сроки, предусмотренные соглашением.
В Законе предлагается предусмотреть финансовое обеспечение реализации соглашений со стороны государственного партнера за счет средств республиканского, местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе финансирование расходов на:
организацию и проведение конкурса на заключение соглашения;
возмещение частному партнеру и (или) проектной компании, если соглашением предусмотрена реализация частным партнером и (или) проектной компанией мер социальной поддержки потребителей;
приобретение товаров (работ, услуг), производимых частным партнером и (или) проектной компанией;
оплату по тарифам (ценам), предусмотренным соглашением, определенного объема товаров (работ, услуг), произведенных частным партнером и (или) проектной компанией.
29.3. Также Законом будут предусмотрены возможности предоставления:
гарантий Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам (займам), привлекаемым частным партнером и (или) проектной компанией для исполнения обязательств, определенных соглашением;
частному партнеру и (или) проектной компании государственной поддержки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
защиты имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых в соответствии с соглашением.
30. В главе 4 «Распределение и управление рисками в соглашении» будут определяться порядок распределения рисков между государственным, частным партнерами и (или) проектной компанией, порядок управления рисками, категории рисков и их содержание.
30.1. Распределение рисков между государственным партнером, частным партнером и (или) проектной компанией является обязательным условием соглашения.
Распределение рисков осуществляется в соответствии с условиями заключенного соглашения, в котором отмечается каждый вид и доля риска, приходящегося на каждую сторону.
В основе распределения рисков лежат принципы, в соответствии с которыми риск несет тот участник с чьей стороны риск может возникнуть и (или) который:
может им лучше управлять;
заинтересован в активном управлении риском;
обладает или будет обладать ресурсами, необходимыми для решения вопроса рисков по мере их возникновения;
имеет доступ к необходимым технологиям и ресурсам для управления риском;
может управлять риском с наименьшими затратами и может обеспечить оптимальное соотношение цены и качества.
Стороны соглашения вправе при распределении рисков руководствоваться иными принципами.
30.2. Каждый риск должен рассматриваться с трех позиций:
как событие, которое может воздействовать на достижение целей соглашения;
с позиции вероятности совершения события (в процентах: незначительная – 0%, низкая – 25%, средняя – 45%, высокая – 75%);
с позиции оценки возможного влияния данного события на реализацию соглашения (финансовое, техническое, социальное и т.д.) и степени этого влияния (по 10-балльной шкале: низкое – 2.5, среднее – 5, высокое – 10).
Применение процентной и балльной оценки рисков необходимо для определения относительной стоимости отдельных рисков и эффективному их распределению. При этом также необходимо учитывать, что каждый переданный частному партнеру и (или) проектной компании риск отражается на конечной стоимости проекта ГЧП.
Перечень основных рисков и порядок их распределения разрабатывается государственным партнером в процессе подготовки проекта ГЧП. Дополнительные риски могут быть определены сторонами в соглашении.
30.3. Управление рисками в проектах ГЧП осуществляется следующим образом:
идентификация рисков проектов ГЧП, их описание, формализация. Определение как общих, так и дополнительных рисков для конкретного соглашения. Формирование перечня рисков;
изучение каждого риска, оценка вероятности наступления фактора риска и степени влияния каждого риска на реализацию проекта ГЧП, определение субъекта предпринимательской деятельности, который в наилучшей степени может закрыть каждый риск: государственный партнер, частный партнер, проектная компания, иной участник проекта ГЧП;
выделение рисков, которые возлагаются на государственного партнера и не могут быть переданы частному партнеру и (или) проектной компании;
выделение рисков, которые возлагаются на частного партнера и (или) проектную компанию и не могут быть переданы государственному партнеру;
выделение рисков, которые могут быть возложены на иных участников проекта ГЧП. Изучение возможности привлечения их к проекту ГЧП;
разделение остальных рисков между участниками проекта ГЧП и закрепление этого в соглашении.
30.4. Законом предлагается закрепить следующие основные категории рисков при реализации соглашения и порядок их распределения:
политические и правовые риски (изменение законодательства, экспроприация, введение регулирования, противоречащего коммерческим договоренностям, лежащим в основе соглашения и иные) – на государственного партнера;
технические риски (связанные с проектированием, строительством, модернизацией, реконструкцией, эксплуатацией, управлением (техническим обслуживанием) объекта) – на частного партнера и (или) проектную компанию;
коммерческие риски:
риск невыполнения обязательств – наступление события, при котором созданный объект оказывается неспособным осуществлять производство товаров (работ, услуг) предусмотренного качества в рамках установленных сроков) – на частного партнера и (или) проектную компанию;
риск спроса – вероятность наступления ситуации, при котором производимые товары (работы, услуги) не будут востребованы в запланированном объеме – на государственного и частного партнера;
экономические, финансовые, валютные риски, при этом:
экономический риск – риск нестабильности в темпах экономического роста, инфляция, действие иных общеэкономических обстоятельств – на государственного партнера (путем предоставления гарантий), частного партнера, проектную компанию, а также иных участников проекта ГЧП;
финансовый риск – вероятность наступления ситуации, при которой реальные денежные потоки будут недостаточными для погашения долговых обязательств и процентов по ним, а также обязательств перед акционерами – на участников проекта ГЧП в зависимости от происхождения этого риска, однако большей частью на проектную компанию вместе с кредиторами;
валютные риски – вероятность наступления ситуации, когда кредитно-денежное регулирование и экономические условия могут ограничить возможность конвертации национальной валюты, объем доступной иностранной валюты и возможности перевода в иностранной валюте из страны – как правило, возлагается на государственного партнера.
31. В главе 5 «Добровольная заявка по проекту ГЧП, подготовка к проведению конкурса по выбору частного партнера» будут определены порядок инициировании проекта ГЧП со стороны индивидуальных предприниматели, юридических лиц, иностранных и международных юридических лиц и (или) организаций, не являющихся юридическими лицами иностранных государств, подготовки к проведению конкурса по выбору частного партнера, формирования конкурсной комиссии и проведения предварительного отбора участников конкурса.
Порядок организации и проведения конкурса определяется Советом Министров Республики Беларусь с учетом требований настоящего Закона и иных законодательных актов.
32. В главе 6 «Заключение, условия соглашения, досрочное расторжение, прекращение действия соглашения» будут отражены основные положения о порядке заключения и досрочного прекращения соглашения, обязательных условиях соглашения и иных условиях, вопросы компенсации в случае досрочного прекращения соглашения (с учетом особенностей по чьей инициативе происходит досрочное прекращение соглашения), о запрете включения в соглашение положения о передаче частному партнеру и (или) проектной компании функций регуляторного и (или) контрольного характера, входящих в компетенцию государственных органов.
33. В главе 7 «Реализация соглашения. Проектная компания» будут заложены правовые основы создания проектной компании и осуществления ею деятельности.
33.1. Законом будет установлено, что проектная компания создается частным партнером, объявленным победителем конкурса, исключительно в целях реализации соглашения в соответствии с законодательством Республики Беларусь в форме коммерческой организации.
Государственный партнер вправе будет выступить соучредителем проектной компании при условии, что его участие не будет превышать одной трети уставного фонда (акций) проектной компании. Условия участия государственного партнера в проектной компании будут оговариваться в конкурсной документации и в соглашении.
Юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах или имеющие аффилированных лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, в соответствии с утвержденным перечнем оффшорных зон - государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, не вправе прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться, и (или) распоряжаться голосующими акциями и долями участия в уставном фонде проектной компании.
Кредиторы также вправе выступать соучредителями проектной компании.
Наименование проектной компании должно содержать слова «проектная компания».
В состав органов проектной компании по требованию кредиторов вводятся лица, представляющие их интересы и обладающие полномочиями в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом проектной компании.
33.2. Проектная компания, созданная для участия в проекте ГЧП, имеет право привлекать займы, кредиты и использовать иные способы финансирования в целях реализации соглашения.
Проектная компания вправе предоставлять в залог принадлежащее ей имущество и имущественные права, а также доли (акции) проектной компании с согласия государственного партнера, если он является соучредителем проектной компании.
Проектная компания, созданная для участия в проекте ГЧП, не вправе:
выступать учредителем (участником, акционером) других юридических лиц;
создавать филиалы и представительства;
осуществлять последующую уступку прав требований без согласия кредиторов;
осуществлять виды деятельности, не относящиеся к проекту ГЧП.
Осуществление видов деятельности, не относящихся к проекту ГЧП, не влечет за собой возникновение прав и обязанностей для проектной компании.
Проектная компания обязана проводить аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
34. В главе 8 «Разрешение споров и контроль за реализацией соглашения» будет установлена последовательность разрешения споров между сторонами соглашения, осуществление контроля за реализацией соглашения, мониторинга и оценки реализации соглашения.
35. В главе 9 «Заключительные положения» будут определены меры по реализации закона и сроки его вступления в силу.
Глава 6.
Возможные изменения концептуальных положений законодательства
36. Анализ законодательных актов Республики Беларусь и сложившейся мировой практики реализации проектов ГЧП показал, что в настоящее время отсутствует возможность реализации проектов ГЧП по всем возможным формам сотрудничества, используемым в мировой практике.
В целях снятия существующих ограничений в законодательстве Республики Беларусь потребуется внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты, а также принятие ряда нормативных правовых актов Правительства Республики Беларусь и внесение в них изменений и дополнений:
36.1.Указ Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям»
Обоснование необходимости: предусмотреть возможность оказания государственной поддержки частному партнеру и (или) проектной компании в рамках реализации соглашения.
36.2 Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг».
Обоснование необходимости: необходимо предоставить проектной компании в рамках реализации соглашения право осуществлять выпуск облигаций,
36.3. Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».
Обоснование необходимости: установить возможность предоставления земельного участка в аренду без проведения аукциона для реализации соглашения.
36.4. Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности».
Обоснование необходимости: предусмотреть возможность освобождения от уплаты арендной платы за земельные участки, предоставленные для реализации соглашения на определенный период времени.
36.5. Указ Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом».
Обоснование необходимости: предусмотреть возможность освобождения от уплаты арендной платы за имущество, предоставленное для реализации соглашения на определенный период времени.
36.6. Гражданский кодекс Республики Беларусь – необходимо определить особенности деятельности проектной компании.
Обоснование необходимости: в связи с тем, что проектная компания создается исключительно для целей осуществления проекта ГЧП, ее правоспособность ограничена.
36.7. Бюджетный кодекс Республики Беларусь – необходимо:
установить возможность осуществления бюджетных расходов в соответствии с соглашением, включая осуществление инвестиций в объекты капитального строительства республиканской (коммунальной) собственности в форме капитальных расходов бюджетов в основные средства, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходов, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности;
дополнить перечни видов бюджетных расходов бюджетов различного уровня расходами, осуществляемыми в соответствии с соглашением;
определить общие положения по планированию средств бюджета на длительный период;
установить возможности предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по займам (кредитам) на реализацию соглашений;
включить в состав расходных обязательств обязательства, вытекающие из соглашений, установить порядок определения размеров платежей на весь период действия соглашения.
Обоснование необходимости: в бюджетной сфере отсутствует правовой механизм выделения бюджетных средств для исполнения обязательств государственным партнером при реализации соглашения (учитывая его долгосрочный характер) и обеспечения исполнения им таких обязательств, что является существенным риском для частного партнера. Горизонт бюджетного планирования в настоящее время ограничен 1 годом, за исключением некоторых случаев, не распространяющихся на соглашения. Необходимо либо непосредственно в Бюджетном кодексе, либо в принятом в соответствии с ним постановлении Правительства Республики Беларусь прописать общие положения по планированию средств бюджетов на длительный период в целях выполнения государственным партнером обязательств в рамках соглашения.
36.8. Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. «Об аудиторской деятельности».
Обоснование необходимости: следует дополнить статью 3 в части необходимости проведения проектной компанией аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
36.9. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» - необходимо установить полномочия местных органов власти по реализации проектов ГЧП.
Обоснование необходимости: без соответствующих изменений компетенции органов местного самоуправления, их участие в проектах ГЧП будет невозможно.
36.10. Закон Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» - необходимо определить, что объекты, находящиеся только в собственности государства могут передаваться частному партнеру в рамках проекта ГЧП.
Обоснование необходимости: без соответствующих дополнений передача объектов, находящихся только в собственности государства частному партнеру по соглашению будет невозможна.
36.11. Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».
Обоснование необходимости: следует прописать, что законодательство о государственных закупках не распространяется на отношения по проектам ГЧП.
36.12. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 г.
Обоснование необходимости: рассмотреть возможность установления изъятий из норм Соглашения применительно к национальным проектам ГЧП.
37. В связи с принятием Закона потребуется принятие следующих постановлений Совета Министров Республики Беларусь:
37.1. «Об утверждении порядка ведения реестра заключенных соглашений о государственно-частном партнерстве»;
37.2. «Об утверждении порядка проведения конкурса по выбору частного партнера»;
37.3. «Об утверждении примерных форм соглашений о государственно-частном партнерстве в сферах экономики»;
37.4.«Об утверждении перечня объектов, предлагаемых в проекты ГЧП».
37.3. Принятие Закона потребует внесения изменений и дополнений в положения, регламентирующие полномочия республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь в части наделения дополнительными функциями.
38. Внесение изменений и дополнений в акты законодательства предлагается осуществить в течение трех месяцев после принятия Закона и предусмотреть вступление в силу Закона одновременно с корректировкой актов законодательства.
Глава 7.
Прогноз финансово-экономических и иных возможных последствий принятия Закона
39. Факторы, которые побуждают государство обращаться к механизму ГЧП:
высокое качество социально значимых объектов инфраструктуры способствует стабильному экономическому росту страны и повышению ее конкурентоспособности на международных рынках;
развитая инфраструктура является основной причиной повышения качества жизни;
ежегодные инвестиции государства в социально-значимые объекты инфраструктуры намного превосходят объемы аналогичных вложений частного сектора;
проекты ГЧП обладают значительным положительным социальным эффектом - рост инвестиций в инфраструктуру оказывает наибольшее влияние на благосостояние бедных слоев населения;
потребность в инвестициях, превышающая объем имеющихся у государства ресурсов, особенно с учетом значительных затрат на начальном этапе при реализации крупных инфраструктурных проектов, а также существенных расходов на проведение периодических работ по ремонту и содержанию.
40.Принятие Закона создаст финансово-экономические предпосылки для:
созданию условий для развития ГЧП в Республике Беларусь;
ускорения внедрения новых социально значимых проектов за счет привлечения в государственный сектор финансовых и иных ресурсов частного бизнеса и применения инновационных технологий;
поощрения предпринимательской инициативы в социально значимых сферах экономики.
содействию привлечению инвестиций в экономику страны;
обеспечению эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности;
содействию эффективному использованию ресурсов государственного и частного партнеров для удовлетворения социальных потребностей общества;
повышению качества товаров (работ, услуг), предоставляемых населению.