Обоснование необходимости принятия Концепции проекта Закона Республики Беларусь «О проектах государственно-частного партнерства в Республике Беларусь»
ОБОСНОВАНИЕ
необходимости принятия Концепции проекта Закона Республики Беларусь «О проектах государственно-частного партнерства в Республике Беларусь»
Концепция разработана во исполнение пункта 52 Плана подготовки законопроектов на 2012 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2012 г. № 21 и пункта 52 плана подготовки (участия в подготовке) законопроектов республиканскими органами государственного управления на 2012 год, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2012 г. № 132 «О подготовке законопроектов республиканскими органами государственного управления в 2012 году».
Концепция подготовлена в соответствии с требованиями пункта 26 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности».
Концепция включает характеристику предмета правового регулирования и целей подготовки проекта Закона Республики Беларусь «О проектах государственно-частного партнерства» (далее – Закон), анализ законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь, относящегося к предмету правового регулирования Закона, оценку предложений заинтересованных государственных органов и иных организаций о необходимости правового регулирования общественных отношений в сфере ГЧП, обзор научных исследований, публикаций в печати, законодательства иностранных государств, относящихся к предмету правового регулирования Закона, оценку возможного изменения концептуальных положений законодательства и правовых последствий такого изменения, предложения по примерной структуре и основным положениям Закона и прогноз финансово-экономических и иных возможных последствий принятия (издания) акта.
1. Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) в деятельности государства – это способ привлечь частный капитал к финансированию объектов инженерной, производственной, социальной и транспортной инфраструктуры, которые включают:
совокупность инженерных коммуникаций (в том числе сетей) и сооружений;
комплексы зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающих производство, хранение и реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг;
комплексы зданий, сооружений социального и бытового назначения, включая здания и сооружения организаций системы образования, культуры, искусства, физической культуры, спорта, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и иные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения;
совокупность коммуникаций автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного, трубопроводного транспорта, предназначенных для движения транспорта, пешеходов, перемещения пассажиров, багажа и грузов, в том числе продукции по территориям населенных пунктов и межселенным территориям (далее – объекты инфраструктуры).
Высокое качество объектов инфраструктуры способствует стабильному экономическому росту страны и повышению ее конкурентоспособности на международных рынках.
Государству нужны инвестиции в инфраструктуру, потому что инфраструктура – это дрожжи экономики: она тянет за собой развитие малого и среднего бизнеса, различных отраслей промышленности, помогает создавать рабочие места. По сути, инфраструктура является основой развития экономики.
Проекты по объектам инфраструктуры обладают также значительным положительным социальным эффектом. Согласно проведенным исследованиям, рост инвестиций в объекты инфраструктуры оказывает наибольшее влияние на благосостояние бедных слоев населения, чей уровень благополучия с улучшением инфраструктурной обеспеченности увеличивается быстрее, чем растут общие доходы населения. Низкое качество объектов инфраструктуры также является основной причиной снижения качества жизни, высокого уровня заболеваемости и смертности.
Однако, несмотря на то, что государственный сектор финансирует значительную часть объектов инфраструктуры, спрос на инвестиции до сих пор остается неудовлетворенным, и правительства ищут эффективные методы по поддержанию и развитию объектов инфраструктуры.
ГЧП является одним из инструментов в арсенале государства, благодаря которому предполагается увеличить объем инвестиций в объекты инфраструктуры и повысить их эффективность.
Ежегодные инвестиции государства в инфраструктурные проекты намного превосходят объемы аналогичных вложений частного сектора.
2.Существует ряд факторов, которые побуждают государство обращаться к механизму ГЧП, а именно:
низкая эффективность деятельности государственных предприятий;
дефицит квалифицированных технических и управленческих кадров в государственном секторе;
потребность в инвестициях, превышающая объем имеющихся у государства ресурсов, особенно с учетом значительных затрат на начальном этапе при реализации крупных инфраструктурных проектов, а также существенных расходов на проведение периодических работ по ремонту, использованию и техническому содержанию.
3. Суть правоотношений по проектам ГЧП в отличие от государственных закупок, инвестиционных договоров и концессии заключается в следующем.
Взаимодействие государственного и частного партнеров в проектах ГЧП осуществляется в отношении объектов, находящихся в государственной собственности. Право собственности на эти объекты не переходит к частному партнеру, остается за государством (это не приватизация).
Если это существующие объекты инфраструктуры – в отношении них может осуществляться капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкция, ремонт, реставрация, обязательно использование и другие виды деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Если это объект, который будет возведен, право собственности возникает у государства с момента создания объекта частным партнером. Но на этом деятельность частного партнера не заканчивается. Он продолжает состоять в договорных отношениях с государственным партнером и осуществлять в рамках проекта ГЧП использование этого объекта в течение длительного срока. Это отличает правоотношения по проекту ГЧП от государственных закупок, когда взаимодействие заканчивается на моменте поставки товаров (работ, услуг).
4. Эффективность проектов ГЧП заключается в том, что частный партнер, осуществляя возведение, капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкцию, ремонт, реставрацию объекта и другие виды деятельности знает, что он будет этот объект в дальнейшем использовать, технически обслуживать, поэтому на всех вышеперечисленных стадиях он старается использовать технологически эффективные материалы, инновационные разработки с целью обеспечения себе минимальных расходов на стадии использования, технического обслуживания объекта.
5. Соглашением о ГЧП будет предусмотрено систематическое финансирование из бюджета (можно сказать «оплата в рассрочку»), которое будет покрывать затраты частного партнера и составлять его прибыль (проектное финансирование). Размеры этих платежей будут зависеть от качества выполняемой частным партнером деятельности. В том случае, если частный партнер не будет выполнять стандарты, доведенные государственным партнером, размер этих платежей будет соответственно уменьшаться в соответствии с условиями соглашения. Частный партнер, зная размеры этих платежей, будет стремиться работать по условиям соглашения и доведенным стандартам, а также минимизировать свои расходы на стадии использования объекта, его технического обслуживания.
6. Отличительными признаками отношений в области осуществления проектов ГЧП являются:
6.1.партнерский характер, который находит выражение:
в обязательном распределении рисков между сторонами соглашения (государственный партнер, частный партнер и (или) проектная компания берут на себя определенные риски);
в обязательной выплате компенсации государственным партнером частному партнеру и (или) проектной компании в случае досрочного прекращения соглашения в зависимости от того по чьей инициативе это происходит;
в обеспечении гарантий как государственному, так и частному партнерам.
6.2. возможность создания под проект ГЧП проектной компании, участниками которой могут быть частный партнер, государственный партнер, банки, небанковские финансово-кредитные организации (далее – кредиторы) и другие участники проекта ГЧП;
6.3. применение проектного финансирования – где главным основанием для финансирования со стороны государства служит будущий денежный поток от вложенных инвестиций со стороны частного партнера и (или) проектной компании; это способ организации финансирования долгосрочного проекта ГЧП под право требования, обеспечением которого являются систематические денежные платежи из бюджета за возведение объекта и передачу его в государственную собственность; реконструкцию (реставрацию) объекта, а также производство и реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг в процессе использования объекта.
6.4. объекты, в отношении которых возникают правоотношения - существующие и возведенные объекты инженерной, производственной, социальной и транспортной инфраструктуры:
находящиеся в собственности Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, требующие капитального ремонта, текущего ремонта, реконструкции, ремонта, реставрации, возведения и использование которых будет осуществлено на основе соглашения;
6.5. участие частного партнера и (или) проектной компании в проекте ГЧП, предусматривающем: возведение, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, текущий ремонт, реконструкцию, реставрацию и использование объекта на основе соглашения, а также иные виды деятельности, не противоречащие законодательству.
В рамках одного соглашения могут осуществляться два и более видов деятельности.
6.6. определение частного партнера осуществляется посредством проведения конкурса;
6.7. трехсторонний характер данных отношений (государственный партнер, частный партнер, и при необходимости, проектная компания).
7. Экономическое содержание ГЧП можно рассматривать со следующих позиций:
ГЧП как часть системы мер государственного регулирования в целях реализации промышленной политики, стимулирования инновационной активности, привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры и социальную сферу;
ГЧП с точки зрения привлечения частного сектора к деятельности по предоставлению общественных услуг (в таких областях, как ЖКХ, здравоохранение, образование, транспорт, городское хозяйство и др.);
ГЧП, как более совершенная форма по отношению к традиционным методам бюджетного финансирования капитальных вложений и к инвестиционному процессу в целом. Если в действующей схеме инвестиции в основном выделяются из бюджета, то в новой схеме предусматривается привлечение дополнительных частных инвестиций, разделение рисков между государственным и частным партнерами, передача ответственности по вводу объекта частному партнеру, перенос расходов бюджета в рассрочку после создания объекта инфраструктуры.
Среди достоинств ГЧП - его универсальность: оно может использоваться в большинстве отраслей экономики, с его помощью можно развивать автодорожный, железнодорожный, водный транспорт, возводить объекты инфраструктуры, то есть то, что сегодня является актуальным для Республики Беларусь. Модернизация построенных еще в 60х – 70х гг. и даже в послевоенное время объектов инфраструктуры является наиболее уязвимым местом белорусской экономики и реализация ее возможна с привлечением отечественного и зарубежного капитала на принципах ГЧП.
8.Использование механизма ГЧП может принести государству ряд выгод:
экономическая эффективность - общепризнанно, что частный сектор способен обеспечить более высокую отдачу от вложенных средств при управлении инфраструктурными проектами по сравнению с государственным сектором;
решения на весь жизненный цикл объекта – частный партнер выступает на всех стадиях проекта (финансирование, строительство, техническое обслуживание, и т.д.);
обеспечение прозрачности и борьба с коррупцией – выбор частного партнера на основе конкурса
технологии, инновации и ноу-хау - частный партнер при осуществлении своей деятельности в рамках проекта ГЧП стремится применять новейшие разработки с целью экономии средстве на протяжении всего проекта ГЧП;
источники финансирования - ГЧП стимулирует привлечение новых или дополнительных источников финансирования для развития инфраструктуры, а также предоставляет новые возможности для развития местных финансовых рынков.
9. Для формирования института ГЧП необходимо:
законодательное закрепление - принятие закона о государственно-частном партнерстве, корректировку действующего законодательства и подготовку иных нормативных правовых актов, формирующих законодательство в области ГЧП;
разработка перечня инфраструктурных объектов на долгосрочную перспективу, предлагаемых в проекты ГЧП во всех сферах экономики, в которых возможно применение принципов ГЧП;
создание специализированной организации в сфере ГЧП – юридического лица, основной целью деятельности которого будет являться содействие и развитие ГЧП в Республике Беларусь.
10. Понятийный аппарат. Государственно-частное партнерство (в переводе с английского «public-private partnership» (РРР)) – это юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество органов и организаций публичной власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в сфере непосредственного государственного интереса и контроля.
Следует признать, что единого термина «государственно-частное партнерство» нет, формы и сферы сотрудничества власти и бизнеса зачастую принимаются по-разному, однако в большинстве случаев превалирует инвестиционная составляющая сотрудничества. Следует также отметить, что используется другой термин «частно-государственное партнерство». Делается это для того, чтобы подчеркнуть приоритетную роль частного сектора в совместных проектах, однако поскольку проекты ГЧП в основном инициируются государством в силу его доминирующей заинтересованности в развитии экономики страны, то термин следует трактовать «государственно-частное партнерство».
Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в культуре, науке, политике и т.д.
По мнению политологов и юристов ГЧП может выражаться в формах консультации представителей власти и бизнеса в рамках ассоциации предпринимателей; независимой экспертизы проектов нормативно-правовых актов органов власти; подготовки и внесения предложений по реализации тех или иных направлений государственной политики.
С позиции права существует два типа организации ГЧП. Первый тип – эволюционное врастание ГЧП в действующую правовую систему непосредственно применяемого и косвенного законодательства (инвестиционного, гражданского и налогового кодексов, государственного права, имущественных, экологических норм и т.д.). Второй тип – разработка новых институциональных рамок (что характерно для стран с англосаксонской правовой системой, стран ЦВЕ, бывших республик СССР, развивающихся стран). В государствах данной группы партнерства, и в первую очередь концессии, формируются в рамках специальных законодательных актов и др.
Несмотря на разнообразие типов ГЧП, можно выделить два подвида партнерств: институциональное партнерство, которое охватывают все формы совместных действий между государственными и частными участниками (совместные предприятия, хозяйственные общества, инвестиционные фонды и др.) и партнерства контрактного (договорного) характера (концессии, СРП, договор госзаказа, аренды и др.).
Таким образом, учитывая неоднозначность использования термина ГЧП и многообразие его типов, форм, разновидностей, по рекомендации экспертов Европейской экономической комиссии ООН предлагается не давать общее определение ГЧП, а вести речь о проектах ГЧП. Поскольку предметом правового регулирования Закона является проект ГЧП, соответственно название Закона – «О проектах государственно-частного партнерства».
11.Сферы применения ГЧП в развитых зарубежных странах очень разнообразны. Около 80% глобального рынка ГЧП составляют проекты в сфере образования, медицины и смежных секторах. В то же время практически во всех странах рынок ГЧП начинал развиваться с проектов в сфере транспортной инфраструктуры. Все более активно ГЧП используется в инновационной сфере.
Следует отметить, что в каждой из стран есть своя наиболее приоритетная отрасль по использованию ГЧП. Существует корреляция между уровнем развития страны и отраслью, которая выбирается для привлечения в нее инвестиций с помощью ГЧП.
В странах, характеризующихся наиболее развитой рыночной экономикой, высоким уровнем производительности труда и уровнем потребления ВВП на душу населения, где государством гарантируется высокий уровень социальной защиты, ГЧП используется чаще в отраслях здравоохранения и образования, что продиктовано политикой государства.
Например, в Великобритании приоритетной отраслью является здравоохранение и образование, в Германии – образование, в Италии, Канаде, Франции – здравоохранение, в США – автодороги. В других развитых странах, таких как Австрия, Бельгия, Дания, Ирландия, Финляндия, Испания, Португалия, Греция, Южная Корея, Сингапур и др., лидирующей отраслью по использованию ГЧП является строительство дорог и только потом образование и здравоохранение. Такая закономерность использования проектов ГЧП по отраслям прослеживается и в странах с переходной экономикой, и в развивающихся странах: чем дальше страна находится по уровню своего развития от уровня наиболее развитых стран, тем больше проектов ГЧП реализуется по строительству дорог, тоннелей и мостов, аэропортов, тюрем и водоочистных сооружений.
12. В современном мире все больше внимания уделяется созданию институциональной базы ГЧП. Накопленный опыт показывает, что можно было бы избежать некоторых неудач, если бы проект ГЧП был разработан более правильно, координация была более эффективной, а процесс конкурсного отбора и закупок был более прозрачным. Поэтому для эффективного управления проектами ГЧП, создаются специализированные подразделения (так называемый - центр ГЧП), основная цель которых заключается в содействии развитию системы управления и в обеспечении рациональной поддержки менеджменту при организации проекта в области, в которой опыт органов государственной власти не является достаточным.
Центр ГЧП может выполнять самые разные функции: от чисто консультационной функции до активного участия в идентификации проекта, разработке его структуры, проведении закупок и мониторинге исполнения контрактов, содействие отраслевым министерствам и ведомствам.
13. В настоящее время в мировой практике обязательным условием проектов ГЧП в целях снижения их рисков является их страхование. Очевидным стал тот факт, что мировой финансовый кризис обусловлен недостаточно контролируемым движением капиталов, что привело к усилению недоверия частных инвесторов к государственным структурам – их партнерам в рамках выполняемых проектов и программ. С учетом этого, в сегменте организации и страхования инвестиций в инфраструктурных проектах существенно возросла роль международных институтов развития и финансовых организаций (торгово-промышленные палаты, Всемирный банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития и другие), которые предлагают различные модели и методики создания дополнительной системы гарантий от кризисов и страхования рисков.
14. Масштабность внедрения ГЧП в настоящее время объясняется постоянным возрастанием общественной потребности в услугах, которые традиционно обеспечивает государство (транспорт, коммунальное хозяйство, здравоохранение и образование), снижением государственных расходов и перераспределением ролей между государством и частным сектором.
Мировыми лидерами в области ГЧП признаны Великобритания, США, Франция и Германия.
14.1. Великобритания. В 1992 г. Британское правительство предложило первую системную программу развития государственно-частного партнерства – «Частную финансовую инициативу» (ЧФИ), получившую распространение во многих странах мира. В ее рамках бизнес получил ряд функций (финансирования строительства, эксплуатации, реконструкции, управления и др.) на объектах государственной собственности. Компенсация расходов частного инвестора впоследствии осуществляется либо за счет доходов от эксплуатации, либо за счет платежей из бюджета. Области применения ЧФИ: транспортная инфраструктура, инфраструктурные объекты системы правосудия, здравоохранения, образования, обороны, полиции.
В рамках Британской модели ГЧП за период с 1992 г. по настоящее время реализовано более 700 проектов с общим объемом капитальных вложений, превышающим 50 млрд. фунтов стерлингов. На ЧФИ отводится 10-15% всех капиталовложений в государственные услуги.
Переход к масштабному применению партнерских форм управления государственной собственностью в Великобритании вызвал существенные изменения в институциональной среде государственного аппарата и частного бизнеса. После объявления ЧФИ Государственным казначейством страны была создана группа из высококвалифицированных служащих для оказания разносторонней помощи министерствам и ведомствам в проработке различных аспектов ГЧП. На основе этой группы в 2000 г. была сформирована специальная государственно-частная компания «Партнерство Великобритании», где доля государства составляет 49%, бизнеса – 51%. Компания осуществляет оценку проектов и результатов их выполнения, разрабатывает модели ГЧП, разделяет риски и прибыли, сопровождает проекты в течение срока их осуществления. Главное направление деятельности компании – работа с правительством Великобритании по развитию политики ГЧП и стандартизации контрактов.
В последние восемь лет в Великобритании ежегодно заключается до 80 новых соглашений. По данным Британского правительства, такие проекты обеспечивают 17% экономии для бюджета страны.
14.2. В США кооперация властей и представителей частного бизнеса особенно широко распространена и приветствуется на муниципальном уровне государственной иерархии. В стране образован Национальный совет по государственно-частному партнерству, который выполняет функции выработки общей стратегии и координации в сфере ГЧП. Вопросы подготовки и реализации конкретных проектов ГЧП находятся в ведении местных органов власти. В целом, по данным Национального совета по ГЧП, сейчас в каждом американском городе от 23 до 65 муниципальных служб работают в сотрудничестве с частным бизнесом. Его участие в подобных проектах позволяет местным властям экономить 20-50% бюджетных средств. В силу специфики правовой системы США нормативное регулирование ГЧП осуществляется законодательством отдельных штатов.
14.3. Франция обладает давними традициями ГЧП. Ей принадлежит первый в истории проект ГЧП, санкционированный королем Генрихом II, в виде концессии, предоставленной инженеру А. де Крапону для постройки канала в 1554 г. Результатом работы механизма ГЧП является и знаменитая Эйфелева башня в Париже. Основной характеристикой «французской модели» является адаптируемость ее структуры. В проекте может участвовать и государство, и местные власти, и властные структуры различных уровней совместно.
14.4.В Германии идея ГЧП первоначально была принята в проектах кооперативного строительства в середине XIX в. Со второй половины 80-х гг. XX в. ГЧП получило свое новое развитие с реализацией крупных проектов восстановления и перестройки городской инфраструктуры в Северной Рейн-Вестфалии. В контексте новой региональной структурной политики в начале 90-х гг. были созданы агентства развития, объединяющие государственных партнеров (например, местные власти) и частных игроков (землевладельцев, торговых ассоциаций и т.д.).
В настоящее время в Германии привлекается 2 - 4% публичных инвестиций в форме ГЧП (целевой установкой является 15%). Федеральное правительство активно продвигает механизмы ГЧП. При этом особое внимание уделяется увеличению числа пилотных проектов, а также улучшению правового климата. Для совершенствования законодательной базы в 2003 г. был принят «Закон об ускорении реализации государственно-частных партнёрств и об улучшении общих правовых условий для них». Этим законом внесены изменения в отдельные статьи налогового и бюджетного законодательства, а также в нормы, регулирующие размещение государственных заказов и финансирование строительства автомобильных магистралей за счёт средств частных инвесторов.
В целях поддержки в реализации государственной политики по ГЧП в 2002 г. основан «Центр компетенции» по ГЧП при Министерстве финансов. Стратегическими функциями указанного центра являются: обеспечение государственной политики в сфере ГЧП; стандартизация и рекомендации; совершенствование законодательной базы; PR, просвещение, популяризация ГЧП; сотрудничество и обмен опытом на национальном и международном уровнях. Кроме того, центр компетенции осуществляет консультирование органов государственной власти и организацию начальной стадии и поддержки пилотных проектов (для федеральных и местных органов власти).
В целом структура управления ГЧП в Германии выглядит следующим образом:
Федеральный уровень – Федеральное министерство финансов.
Региональный уровень – Региональное министерство финансов – Специализированные группы по ГЧП.
Муниципальный уровень – Органы управления муниципалитетом.
14.5.Кроме указанных выше стран, наиболее активное распространение практика сотрудничества государства и частного сектора получила в Австралии, Ирландии. Потенциал ГЧП очень велик в Канаде, Испании, Нидерландах, Японии. Отмечен рост интереса к данному типу реализации инвестиционных проектов в Италии, Греции, Финляндии.
Следует отметить, что в развитых странах партнерские отношения государства и частного бизнеса всегда находились в поле зрения властей. ГЧП не развивались стихийно, а были вписаны в общие процессы децентрализации власти в экономической сфере, передачи некоторых полномочий из центра на местный уровень. Основными факторами, способствовавшими развитию ГЧП в этих странах, являются: стабильная государственная экономическая политика, направленная на поощрение частной инициативы, в том числе применение мер поддержки ГЧП (субвенций, механизмов переуступки требований и т.д.); низкие политические и социальные риски; эффективное использование законодательства.
14.6. Для экономик развивающихся стран ГЧП остается одним из наиболее привлекательных инструментов. Особенно значительный рост инвестиций в инфраструктуру с использованием механизмов ГЧП происходит в Юго-Восточной Азии, причем на Китай приходится 90% таких сделок. Бразилия, Индия, Турция также демонстрируют высокий уровень использования механизмов ГЧП.
В развивающихся странах частный сектор наиболее активно финансирует объекты инфраструктуры энергетической отрасли, также объектами финансирования являются транспорт, водоснабжение и канализационные системы, телекоммуникации, портовое хозяйство и система газопроводов. Преимущественно применяются такие формы партнерства как: концессии (70% по количеству и стоимости всех проектов), соглашения о разделе продукции и совместные предприятия. Проекты ГЧП успешно реализовывались в тех развивающихся странах, где соблюдались следующие условия: четкие цели проекта, сформулированные государством; реальная политическая, финансовая и юридическая поддержка правительства; прозрачность процедур; эффективная структура проекта.
В последнее время одной из главных тенденций развития государственного сектора в странах с переходной экономикой является рост вовлечения частного капитала в финансирование объектов инфраструктуры, активное использование различных инструментов для повышения привлекательности партнерства для частного бизнеса: госинвестиций, федеральных налоговых и таможенных льгот, деятельности органа по ГЧП, инвестиционных фондов и т.д.
14.7. Страны Центральной и Восточной Европы. Начиная с 1990-х гг., принципы ГЧП активно применяют и страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) – доля проектов, реализуемых государством во взаимодействии с бизнесом, составляет 25-30% .
В настоящее время, ряд стран формирует необходимую законодательную базу, либо принимая для этого конкретные законы о ГЧП (Польша, Румыния, Словения, Латвия, Литва), либо адаптируя и применяя законы о концессиях, приватизации и материально-техническом снабжении (Венгрия, Болгария, Чешская Республика).
В Болгарии, Румынии и Чешской Республике создаются центры ГЧП, укомплектованные кадрами специалистов в этой области. Эти центры оказывают помощь министерствам в разработке механизмов ГЧП, консультируют их по вопросам подготовки проектов ГЧП. В Румынии и Чешской Республике для центров ГЧП разрабатываются инструктивные материалы и стандарты с тем, чтобы они могли направлять и консультировать министерства, реализующие проекты ГЧП.
В Чешской Республике, где механизмы ГЧП применяются, активнее, чем в любой другой стране, в настоящее время изучаются перспективы создания ГЧП в областях автодорожного строительства, развития аэропортовых хозяйств, содержания тюрем, судов и больниц. В Венгрии, Румынии, Польше, Хорватии, Латвии реализуются проекты в области транспорта – автодорожного строительства, реконструкции автотрасс, организации содержания автодорожного хозяйства. В перспективе проекты по развитию водопроводно-канализационного хозяйства этих стран.
В базе данных по ГЧП Всемирного банка содержится информация о 217 проектах, реализованных в странах ЦВЕ. Венгрия, в которой осуществлено 42 проекта, находится на первом месте по общему объему финансирования – 17,4 млрд. евро, далее следуют Чешская Республика – 46 проектов, 16,4 млрд. евро и Польша – 35 проектов, 18 млрд. евро. На эти три страны приходится 71% общего объема ГЧП-инвестиций в страны ЦВЕ.
Секторальное распределение финансирования связано с различной привлекательностью для ГЧП. Наибольший объем инвестиций направлен в телекоммуникационный сектор (69%), общее количество проектов – 71. Сектор энергетики находится на втором месте – 57 проектов, однако финансирование этого сектора составило только 23,6% от общего объема. Удельный вес инвестиций, осуществленных в дороги, водоснабжение, составил 7,4 %.
Несмотря на то, что на развитие ГЧП как ключевого инструмента финансирования объектов инфраструктуры в странах ЦВЕ возлагались большие надежды, и международные организации оказали огромную поддержку, общий эффект оказался ниже ожидаемого. Это связано преимущественно с отсутствием эффективных институтов, проблемами в области макроэкономической политики и нереалистичной оценкой спроса. Вместе с тем, в контексте вступления стран ЦВЕ в Европейский Союз произошло существенное улучшение институтов, создана более благоприятная среда для будущего развития ГЧП. Сейчас страны ЦВЕ вступают во второй этап развития ГЧП, который, вероятнее всего, будет более успешным.
14.8.Казахстан. В настоящее время идеология ГЧП получила достаточно широкое распространение в Казахстане. Те или иные формы ГЧП либо регламентированы в законодательстве, либо, так или иначе, затрагиваются им (законодательство о государственных закупках, концессиях, положения Гражданского кодекса по передаче в доверительное управление, лизингу, приватизации и др.). Сферы применения такого сотрудничества очень разнообразны: транспортная инфраструктура, водоснабжение, обеспечение электроэнергией, информационные системы, жилищное строительство, образование, здравоохранение, пенитенциарная система, оборона и т.д. На сегодняшний день в Казахстане реализуются 7 проектов, объявлен конкурс еще на 4 проекта в автодорожной сфере.
Концессии являются наиболее актуальной формой ГЧП в Казахстане. Для усиления институциональной системы и экономической экспертизы концессионных проектов в 2008 г. создана специализированная организация АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» (далее – Центр ГЧП), единственным акционером которого является правительство в лице Министерства экономики и бюджетного планирования. Центр ГЧП проводит экономическую экспертизу инвестиционных проектов, оказывает соответствующую информационную, организационную и методологическую поддержку; разрабатывает рекомендации госорганам по совершенствованию законодательства и методологической базы в области ГЧП; проводит семинары, конференции и иные мероприятия по вопросам ГЧП. Кроме указанного Центра ГЧП будут создаются и региональные центры ГЧП, первый такой (пока единственный) недавно открылся в Караганде. Предположительно, индустриальная область воспользуется его возможностями для реализации идеи о формировании машиностроительного кластера.
В целях дальнейшего совершенствования правовой и институциональной базы развития ГЧП в Казахстане разработана Концепция развития государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2009-2015 гг., в которой определены перспективные формы и сферы применения ГЧП, мероприятия по его развитию. Под руководством Министерства экономики и бюджетного планирования создана межведомственная рабочая группа по вопросам развития ГЧП и совершенствования законодательства.
14.9.Украина. На сегодняшний день в Украине проблема новых возможностей для развития бизнеса с применением механизмов ГЧП становится все более актуальной. В Украине имеются правовые основы для развития ГЧП: с 1999 г. приняты законы о концессиях, о соглашениях о разделе продукции, о государственно частном партнерстве и другие законы, которые регулируют, в той или иной мере, любую форму ГЧП. Эти проекты работают, хотя и не вышли на региональный уровень.
Минэкономики Украины также разработало Концепцию развития ГЧП на 2008-2012 гг., в которой предусмотрен ряд изменений законодательного поля для реализации проектов в сфере концессий и соглашений о распределении продукции. Кроме того, Кабинет Министров утвердил концепцию развития ГЧП в жилищно-коммунальном хозяйстве (распоряжение № 1184 от 16.09.2009 г.). При поддержке Мирового Банка в Украине в 2009 г. началась реализация проекта развития городской инфраструктуры на сумму 140 млн. долларов, которые будут направлены на реконструкцию жилищно-коммунального хозяйства.
Вместе с тем имеется ряд трудностей в реализации ГЧП в Украине. Самой главной проблемой является наличие значительных рисков инвестирования в капиталоемкие объекты при отсутствии гарантий государства из-за политической нестабильности в стране. Присутствует институциональная неготовность собственника (государства) к передаче определенных прав на объекты инфраструктуры бизнесу. Также к проблемам становления ГЧП следует отнести и кадровую составляющую. Общее число специалистов в сфере государственного управления Украины, способных профессионально составлять долгосрочные инвестиционные договоры, ничтожно мало. Таких специалистов не готовят отечественные образовательные учреждения, отсутствуют соответствующие методики, программы и спецкурсы.
14.10.Республика Молдова. В Республике Молдова употребляется термин «частно-государственное партнерство» (ЧГП). Развитие ЧГП, как отдельной концепции, берет начало в 2007 г. До 2008 г. в Молдове не было специальных законов, касающихся ЧГП. Проекты ЧГП были реализованы на общей законодательной базе, в основном в следующих сферах: коммунальные услуги (общественный транспорт, вода и канализация, уборка мусора); энергетика и снабжение газа; транспортная инфраструктура. Создание проектов ЧГП на местном уровне не всегда осуществлялось при полном соблюдении законодательства, поэтому в настоящее время многие проекты находятся в судебном разбирательстве или их деятельность затруднена. Мониторинг и оценка проектов ЧГП практически не велась.
В 2008 г. был принят рамочный Закон «О частно-государственном партнерстве». В целях приведения существующей нормативной базы в соответствие с принятым законом о ЧГП, были разработаны необходимые изменения, касающиеся механизма концессий, обеспечения институализации ЧГП, гармонизации отраслевых законов для обеспечения полной совместимости правовых норм с Законом о ЧГП, формируя, таким образом, единое целое.
Продвижением и содействием ЧГП в Молдове занимаются следующие органы: Национальный совет по ЧГП; Министерство экономики и торговли; Агентство публичной собственности; Министерство финансов; соответствующие министерства и агентства; местные публичные органы управления.
К барьерам в развитии ЧГП следует отнести: слабый уровень понимания и знаний ЧГП и нормативной базы; отсутствие документов развития на уровне страны, касающихся ЧГП по отраслям; низкая способность публичных органов в реализации ЧГП; отсутствие доверия между публичным и частным секторами; недостаточно сильный частный сектор; отсутствие солидных рынков капитала и финансов; высокий уровень коррупции.
Дальнейшее развитие ЧГП в Республике Молдова связано с продвижением и распространением знаний о ЧГП; развитием регламентирующей институциональной базы; разработкой программ развития ЧГП в отдельных секторах; реализацией мероприятия для повышения доверия между партнерами и развитие культуры кооперирования между партнерами.
14.11. Кыргызская Республика. В феврале 2012 г. в Кыргызской Республике принят Закон «О государственно-частном партнерстве». Совершенствование правовых основ реализации ГЧП в республике направлено на последующую инвентаризацию соответствующей нормативной правовой базы; разработку концепции ГЧП на средне- и долгосрочную перспективу; введение ясных критериев определения подходящих проектов, отбора частных партнеров и правил функционирования проекта, а также четкого разграничения прав собственности между государством и частным партнером.
В настоящее время перспективными проектами для реализации в рамках ГЧП определены: строительство ГЭС, ТЭЦ; строительство, эксплуатация и обустройство платных автомагистралей; строительство мусороперерабатывающего завода, а также проекты в сфере тепло- и электроэнергетике.
Значительное внимание в Кыргызстане уделяется созданию и развитию институциональных основ партнерства. В этом направлении проводится работа по созданию: Центрального отдела по делам ГЧП в Министерстве экономического развития и торговли Кыргызской Республики; Сектора по управлению рисками в структуре Министерства финансов, для координации деятельности по управлению рисками при реализации ГЧП-проектов; по назначению лиц, ответственных за ГЧП, в соответствующих министерствах.
Основными направлениями по внедрению института ГЧП в Кыргызстане являются: создание условий для инвесторов и функционирования ГЧП; принятие концепции ГЧП на средне-срочную перспективу; совместный (в сотрудничестве с частным бизнесом) подход к осуществлению ГЧП. Усилия правительства направлены на разработку эффективных регулятивных мер в области справедливого распределения рисков, разрешения споров при реализации проектов ГЧП.
Приложение
к обоснованию необходимости принятия Концепции проекта Закона Республики Беларусь «О проектах государственно-частного партнерства в Республике Беларусь»
1.Примеры проектов ГЧП, разработанные специалистами Центра ГЧП Внешэкономбанка
1.1.Проект ГЧП «Строительство мостового перехода через реку Волга в районе п.Подновье в Нижегородской области»
В рамках данного проекта:
Нижегородская область (далее – Субъект) и частный партнер заключили соглашение о ГЧП в целях оптимизации бюджетных расходов и ускоренного введения в эксплуатацию мостового перехода.
Реализация проекта предполагается по модели «Контракт жизненного цикла», который подразумевает, что частный партнер за счет собственных (30%) и привлеченных средств (70%) осуществляет строительство моста и его эксплуатацию, закрепляет его в собственности Субъекта.
Размер платы за проезд по мосту устанавливается Субъектом.
Субъект регулярными платежами (т.н. платежи за эксплуатационную готовность) в течение срока эксплуатации возмещают частному партнеру затраты на строительство и эксплуатацию, привлеченное финансирование.
При этом данный платеж может быть уменьшен Субъектом при выявлении случаев ненадлежащей эксплуатации моста частным партнером, в том числе случаев неправильного сбора платы за проезд или ее несвоевременного перечисления в бюджет Субъекта.
По окончании срока реализации проекта, права частного партнера прекращаются и переходят к Нижегородской области.
Гарантированный доход представляет собой выплату Субъектом платежей за эксплуатационную готовность и будет обеспечен государственными гарантиями области. Соответствующие параметры фиксируются в законе о бюджете области на очередной финансовый год и плановый год.
нормативная правовая база |
Федеральное концессионное законодательство и региональное законодательство о ГЧП |
длина |
4 757 м |
количество полос движения |
4 |
ширина полосы |
3.75 м |
расчетная скорость движения потока |
100 км/ч |
срок строительства |
5 лет |
срок эксплуатации |
25 лет |
общая стоимость проекта |
1.3 млрд.долларов |
Таким образом, в рамках модели BTO (Build, Transfer, Operate - строительство - передача - управление) - при которой частный партнер сразу после завершения строительства передает объект в собственность государства, а уже после осуществляет его эксплуатацию с целью возмещения издержек и получения прибыли в соответствии с договором. Объект находится в пользовании частного партнера, но без передачи ему права владения.
Частный партнер:
осуществляет строительство моста за счет собственных средств (без дотаций со стороны бюджета (в течении 5 лет);
получает права владения и пользования мостом на период эксплуатации (25 лет);
осуществляет эксплуатацию моста, в том числе, техническое обслуживание и собирает плату за проезд; собранная частным партнером плата за проезд передается Субъекту.
Мост находится в собственности Субъекта с момента завершения строительства;
Субъект выплачивает частному партнеру регулярные платежи в счет возмещения вложенных средств в строительство и эксплуатацию. Платежи уменьшаются в случае, если частный партнер не обеспечивает надлежащего качества эксплуатации или допускает безбилетный проезд. Платежи не зависят от количества пользователей мостом (т.е. частный партнер не несет риска трафика);
Субъект создает или назначает компанию, которая контролирует частного партнера (в том числе совершает объезды моста для контроля качества эксплуатации).
Что касается распределения рисков по данному проекту, предусмотрено их распределение между партнерами.
Так, риски финансирования, строительства, строительно-монтажных работ, владения и эксплуатации объекта в период действия проекта несет частный партнер.
Инфляционный риск и риск форс-мажора распределяются сторонами.
Риск трафика, а также риски изменения законодательства, достаточности бюджетных средств для выплаты платежей за эксплуатационную готовность, риски, связанные с предоставлением государственных гарантий, несет Субъект.
Компенсация за досрочное прекращение соглашения о ГЧП распределена следующим образом:
При досрочном расторжении соглашения по вине частного партнера выплата равна наименьшему из:
процента от суммы задолженности частного партнера перед банками на дату расторжения;
стоимости моста, определенной независимым оценщиком.
При досрочном расторжении по ничьей вине (например, в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы, существенным изменением действующего законодательства, делающего проект невыгодным) выплата равна сумме:
100% от суммы задолженности частного партнера перед банками (за исключением дефолтных процентов);
сумме собственных средств частного партнера, фактически вложенных в строительство моста;
При досрочном расторжении по вине или инициативе Субъекта выплата равна сумме:
средств, выплачиваемых при расторжении по ничьей вине;
процента на вложенные частным партнером собственные средства;
дополнительных расходов частного партнера, банков, подрядчика и оператора в связи с досрочным расторжением.
1.2.Строительство школ и детских садов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»
В соответствие с законом ХМАО-Югры о ГЧП участвующие в проекте муниципальные образования (далее – МО) и Партнер заключают между собой двустороннее Соглашение о ГЧП и договоры аренды земельных участков.
В рамках Соглашения о ГЧП МО и Партнер заключают сначала предварительный, а после ввода объектов в эксплуатацию – основной договоры аренды объекта с правом выкупа.
МО и Партнер заключают трехстороннее соглашение с Инженером, обременяемым функциями консультанта и эксперта в отношении технических вопросов реализации Проекта.
До подписания Соглашения о ГЧП Партнер обязуется заключить необходимые договоры страхования. В целях выполнения своих обязательств по Соглашению Партнер вправе привлекать третьих лиц в качестве подрядчиков.
После получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию и регистрации права собственности Партнер имеет право передать объекты в залог финансирующей организации для обеспечения своих обязательств по займам.
По согласованию с МО Партнер также вправе передать в залог финансирующей организации права аренды земельных участков и права требования по договорам аренды объекта с правом выкупа.
Государственные гарантии Региона распространяются на сумму арендных платежей МО в обеспечение финансовых обязательств МО по Соглашению о ГЧП.
Нормативная правовая база |
Региональное законодательство о ГЧП |
число объектов |
61 |
срок строительства |
1-2 года |
количество мест |
19 400 |
стоимость проекта |
19.641 млрд рублей без ндс |
собственные средства частного партнера |
20% |
заемное финансирование |
80% |
срок аренды |
12 лет 3 месяца |
дисконтируемый период окупаемости |
12 лет |
Финансирование работ по проектированию и строительства объектов осуществляется Партнером за счет собственных и, если необходимо, привлеченных средств.
Капитальные затраты и расходы на обслуживание компенсируются суммой выкупных платежей, выплачиваемых МО Партнеру ежеквартально после передачи объекта в аренду. При расчете выкупных платежей также учитывается норма рентабельности на собственные средства Партнера.
В течение всего срока Соглашения о ГЧП Партнер производит арендные платежи за земельные участки, находящиеся в собственности у МО.
Расходы Партнера по договору аренды земельных участков и расходы по осуществлению технической эксплуатации объекта включаются в расчет арендных платежей, подлежащих уплате МО Партнеру ежеквартально.
ХМАО-Югра на основании законов о бюджете и положений долгосрочной целевой программы предоставляет субсидии бюджетам МО на уплату арендных и выкупных платежей.
Гарантированный доход:
выплата МО арендных платежей обеспечена государственными гарантиями Региона. Соответствующие параметры фиксируются в законе о бюджете Региона на очередной финансовый год и плановый период.
Компенсация за досрочное прекращение:
в соответствии с Соглашением о ГЧП в случае досрочного прекращения Соглашения МО выплачивает партнеру компенсацию, включающую размер фактически осуществленных Партнером капитальных вложений, понесенных текущих расходов, расходов по осуществлению технической эксплуатации, по обслуживанию долга, по оплате арендных платежей за земельные участки, суммы штрафов, определяемые кредитными договорами Партнера, а также обеспечение нормы рентабельности на вложенный Партнером собственный капитал.
Для минимизации риска неполучения компенсации Партнером предусматривается гарантия ХМАО по обязательствам МО на максимально возможную сумму компенсации.
Распределение рисков:
риски финансирования, строительства, строительно-монтажных работ, владения и эксплуатации объекта в период действия проекта несет партнер.
инфляционный риск и риск форс-мажора распределяются между сторонами;
риски изменения законодательства, достаточности бюджетных средств для выплаты арендных и выкупных платежей, риски, связанные с предоставлением государственных гарантий несет Регион.
2. Завершенные проекты ГЧП.
2.1. Проект клинического центра «Сюд Франсильен» (Франция).
Соглашение о ГЧП было заключено между государственным партнером и французской компанией Eiffage и созданной ею проектной компанией (конкурс по выбору частного партнера продолжался в течение двух лет 2004-2006 г.г.) по строительству и управлению (эксплуатацией) клинического центра, а в последующем его передачей государству.
Заключение соглашения о ГЧП заняло шесть недель после объявления результатов конкурса и присуждения контракта компании Eiffage.
Общая стоимость контракта 315 млн.евро.
Проект рассчитан на 30 (тридцать) лет с даты коммерческого использования объекта (начало 2011 г.)
Период строительства – 4 (четыре) года.
Общая площадь объекта клинического центра 110.000 метров, что эквивалентно площади 15 футбольных полей.
Финансирование проекта.
В соответствии с законом о ГЧП Dailly Ordinance (Франция) от 17 июня 2004 г. госпиталям разрешается оказывать поддержку со стороны государства в виде безвозвратных ассигнований, порядок предоставления которых раскрывается в разделе «Гарантии» вышеназванного закона.
Таким образом, погашение кредита в общем объеме 268 млн.евро (заемные средства), что составило 80% общей суммы проекта, было осуществлено безусловным платежным обязательством без каких-либо налоговых изъятий и штрафов.
45 млн.евро от суммы кредита направлены на устранение риска, связанного с реализацией проекта и его результатами.
Три организации предоставили промежуточный займ в размере 24 млн.евро. Гарантии по кредиту приняла на себя компания Eiffage, погашение которого было осуществлено за счет средств участников проекта ГЧП.
Уплачиваемая заемщиком доля НДС составила 7 млн.евро возобновляемого кредита.
С точки зрения финансирования, данный проект ГЧП является уникальным благодаря уровню гарантий, принятых на себя компанией Eiffage в период строительства.
Компания Eiffage дала кредиторам и другим участникам проекта ГЧП гарантии покрытия всех возможных в процессе строительства рисков с целью предоставления участникам проекта ГЧП со стороны частного партнера возможности нести бремя рисков наиболее эффективно. Предоставляемая компанией Eiffage гарантия оградила кредиторов от рисков, связанных со строительством клинического центра, и тем самым позволила установить наиболее выгодные процентные ставки по кредитованию на этапе строительства.
Такой подход устроил государственного партнера, поскольку Правительство Франции было заинтересовано в передаче максимально возможного объема рисков частному партнеру именно на данном этапе реализации проекта ГЧП.
Преимущества.
Большим преимуществом для государственного партнера стали короткие сроки подготовки и подписания договора, а также сроки начала строительства. Это означает, что двери нового госпитального комплекса будут открыты для населения раньше. Сроки заключения сделки, а также разработка плана строительства в наибольшей степени выгодны как государственному партнеру, так и частному.
Выгоды частного партнера и гарантии рисков в процессе строительства.
Передача частному партнеру финансовых рисков, неразрывно связанных с этапом строительства, создала основания для формирования корпоративной гарантии, покрывающей все возможные риски и оградила кредиторов от рисков, связанных со строительством. Также отбор компании на основании прозрачной конкурсной процедуры, позволили государственному партнеру выбрать компанию, в наибольшей степени соответствующей проекту подобного рода (компания Eiffage участвовала в реализации проекта ГЧП по строительству тюремного комплекса, финансовая отчетность по которому закрыта в феврале 2006 г.).
Реализуя новое законодательство (закон о ГЧП Dailly Ordinance от 17 июня 2004 г.), необходимое для реализации проектов ГЧП, Правительство Франции установило меры, позволяющие упростить процедуру заключения договоров между государственным и частным партнерами.
2.2. Проекты ГЧП в области здравоохранения:
Завершенные проекты ГЧП: 2 госпиталя в Мехико; госпитали и клиника в Лесото; госпиталь скорой помощи в Бразилии; диагностический центр Андхра Прадеш (Индия); диагностический центр в национальном госпитале Молдовы; Румыния – 8 центров диализа, исследовательский центр и лаборатория в государственном госпитале, частное отделение в роддоме.
Действующие проекты ГЧП: строительство нового госпиталя в Нигерии, Бенине; Гондурас – строительство диагностических исследовательских центров в пяти госпиталях; Бразилия – строительство диагностических центров в тридцати пяти госпиталях; Гренада – строительство нового госпиталя; Египет – строительство двух госпиталей; Индия – четыре проекта – медицинский колледж, учебный центр при колледже, лаборатории, диагностический и исследовательский центр; Молдова – центр радиотерапии в национальном онкологическом госпитале; Узбекистан – диагностическо-исследовательские центры в четырех городах; Македония – центр диализа.
2.3. Проект ГЧП «Автомагистраль № 6» (Израиль).
Автомагистраль № 6 известна как трансизраильская магистраль, протяженностью 300 км по восточной части Израиля от Беэр-Шевы до Галилеи на севере.
Общая стоимость проекта ГЧП – 1.3 млрд.долларов.
Государственный и частный партнеры (компания Derech Eretz Group) заключили соглашение о ГЧП на строительство и управление участком дороги по модели ВОТ (строительство-управление-передача).
Строительство было завершено менее чем за пять лет. В мае 2004 г. объект был сдан и открыт для использования.
Автомагистраль № 6 располагает 14 транспортными развязками, 94 мостами и 50 отводными каналами, оснащена двумя дополнительными 500-метровыми тоннелями в районе Хадида; интегрированы 100 км подсобных проселочных дорог и 44 км объездных дорог. Автомагистраль № 6 располагает центром контроля и управления. В проекте заняты 1.700 производственных и около 10.000 вспомогательных рабочих.
Стоимость проезда по автомагистрали дифференцирована в зависимости от типа транспортного средства и различается для водителей мотоциклов и грузовиков.
На водителей, установивших специальный транспондер (датчик учета транспортного средства) распространяется уменьшенная цена за проезд в отличие от не имеющих такого транспондера – в этом случае идентификация осуществляется путем сканирования номерного знака. Если номерной знак не входит в базу данных системы автомагистрали, счет за пользование услугами автомагистрали высылается на имя владельца транспортного средства, находящегося в базе Министерства транспорта Израиля. Стоимость услуг платной автомагистрали для таких пользователей на 40-80% выше, чем для зарегистрированных пользователей, имеющих транспондеры.
Финансирование.
Проект ГЧП использовал 90% заемных средств и 10% собственных средств частного партнера.
Заемные средства были предоставлены банком Hapoalim в виде синдицированного займа в размере 850 млн.долларов и компанией Tyco Group в виде векселей на сумму 250 млн.долларов.
Программа выпуска евронот обусловлена рейтингом ВВВ Standart and Poor's. Перед заключением соглашения о ГЧП была произведена корректировка фиксированной стоимости в связи с возможными неблагоприятными условиями современного рынка. Срок займа – 28 лет.
10% собственных средств, предоставленных со стороны частного партнера с учетом себестоимости строительства были внесены при заключении соглашения о ГЧП в размере 120 млн.долларов промежуточного краткосрочного займа компании Derech Eretz Group в виде спонсорских аккредитивов. Доход от аккредитивов был использован для оплаты промежуточного займа по завершению этапа строительства.
В результате соблюдения разнообразных требований и 10-летнего периода ограничений, накладываемых на дивиденды, собственный капитал компаний, участвующих в проекте, был полностью возвращен.
Преимущества.
В марте 2006 г. доходы компании Derech Eretz Group составили 89 млн. новых израильских шекелей, число зарегистрированных пользователей платной автомагистрали составило 500.000, число индивидуальных пользователей услугами автомагистрали достигло 1.36 млн.человек, число пользователей рейсовых маршрутов увеличилось до 21 млн. человек, объем оплаты по квитанциям составил 97%.
Повышение эффективности.
Правительство Израиля признало данный проект ГЧП одним из важных, а автомагистраль № 6 – главной дорожной артерией, соединяющей периферию с центральным районом страны.
Проект ГЧП обеспечил развитие отдаленных от центра поселений, позволил сократить дорожные заторы, разгрузив основные автодороги страны и привел к сокращению числа дорожно-транспортных происшествий, а также снизил уровень загрязнения воздуха.
Дизайн и расположение автомагистрали № 6 учитывают необходимость сохранения окружающей среды и исторического наследия. Компания Derech Eretz Group применяла передовые методы строительства, направленные на сохранение окружающей среды и ландшафта территорий не всем протяжении новой автомагистрали, инвестировав в проект 70 млн.долларов.
2.4. Проект ГЧП «Строительство электростанции на Памире» (Таджикистан)
Проект частной электростанции на Памире был реализован для обеспечения бесперебойного энергоснабжения бедных удаленных населенных пунктов Восточного Таджикистана. Данный проект ГЧП был разработан в рамках национальной стратегии сокращения бедности посредством предоставления основных услуг, прежде всего, электроэнергии, а также с целью содействия экономическому развитию региона. Одним из важных компонентов проекта явилась разработка схемы социальной защиты, согласно которой домохозяйства (которые составляют до 98% всех потребителей электроэнергии) обслуживаются по пониженным тарифам, согласующимся с уровнем жизни.
Первоначально проект рассматривался как проект производства электроэнергии независимой компанией, при которой частный партнер принимал на себя обязательство только за производство электроэнергии, которая затем должна была быть продана национального государственному коммунальному предприятию, оказывающему услуги в электроснабжении – Barki Tajik. Однако возникла необходимость проведения пересмотра основных положений соглашения о ГЧП, поскольку финансовых обязательств Правительства Таджикистана оказалось недостаточно для покрытия всех расходов, связанных с социальным обеспечением и защитой населения.
Для решения данной задачи к проекту подключились Международная ассоциация развития (IDA) и Правительство Швейцарии. Доходы от установленной процентной ставки в 5.25% по кредиту Международной ассоциации развития были аккумулированы на счете условного депонирования и направлены на покрытие расходов социального обеспечения. Это позволило передать Правительству Таджикистана 4 млн. долларов. Денежные средства, выделенные Правительством Швейцарии, были перечислены через Всемирный Банк в трастовый фонд и направлены компании Pamir Energy для компенсации расходов по производству электроэнергии на Памире.
Финансирование.
Источники финансирования распределились следующим образом: 45% средства частного партнера и 55% - заемные средства, предоставленные Международной финансовой корпорацией (International Development Association, IFC) и Международной ассоциацией развития (International Development Association, IDA). IFC обеспечила 3.5 млн.долларов частных активов, остальные 8.2 млн.долларов были предоставлены Фондом экономического развития Ага Хана (Aga Khan Fund for economic Development, AKFED) – частным партнером, получившим контроль над управлением.
Преимущества.
Успешное снижение возможных рисков – оценка всех рисков, связанных с проектом, была осуществлена до начала его реализации. IFC и IDA обеспечили не только необходимые средства, но также подготовили соответствующую регуляторную и правовую базу для реализации проекта.
Правительство Таджикистана согласилось разделить некоторые риски, связанные с проектом, а Правительство Швейцарии и Всемирный банк обеспечили недостающие средства для покрытия рисков, связанных с реализацией плана социальной защиты населения.
Таджикистан отличается высоким уровнем бедности населения, а также входит в число стран наиболее высокого уровня риска. Поскольку оказалось возможным успешно применить представленный выше подход в одной из наиболее сложных стран мира, он также может быть применен в любой другой развивающейся стране.
Вклад частного сектора.
Даже в стране в высокой степенью риска развитие инфраструктуры за счет частного сектора является предпочтительным ввиду ориентации частного провайдера на коммерческую выгоду и его ответственности за предоставление услуг и их качество.
2.5. Проект ГЧП «Сохранение леса в Chesapeake» (США).
Чесапикский залив – самая широкая дельта в США и главная зона отдыха и коммерческого рыболовства в Штате Мериленд. Экологическое состояние залива было серьезно нарушено в результате интенсификации сброса сточных вод из близлежащих населенных центров и минимального контроля над утилизацией сельскохозяйственных отходов.
Частная компания по производству лесоматериалов, распродававшая землю, находящуюся в ее собственности, предложила властям Штата Мериленд приобрести имеющиеся в ее собственности земельные активы – 58.000 акров земли в пяти округах. Большая часть территорий граничила с государственной лесопарковой зоной, что обеспечивало уникальную возможность создать резервный запас значительных территорий.
Однако для покупки земель властям не хватало финансовых средств, а также человеческих ресурсов для управления приобретенными территориями. Власти Штата признали защиту данных территорий от вырубки уникальным шансом для сохранения окружающей среды и улучшения экологической обстановки.
Основные участники проекта ГЧП.
Департамент природных ресурсов Штата Мериленд – государственное агентство, контролирующее процесс управления на всех этапах проекта.
Главный благотворительный фонд Штата, выделяющий гранты на проекты «общественного интереса».
Природоохранная неправительственная организация (ПНО), оказывающая поддержку при разработке плана устойчивого управления лесными территориями.
Коммерческая компания, обеспечивающая управление лесными территориями в рамках реализации проекта ГЧП.
Выбор партнеров.
Первый этап: сотрудничество властей Штата с неправительственными организациями по привлечению средств, необходимых для приобретения земель и разработки плана устойчивого управления лесными территориями.
Второй этап: участие властей Штата в государственно-частном партнерстве, предполагающем наличие частного партнера для управления всей собственностью в соответствии со стандартами защиты окружающей среды, мониторинг деятельности которого осуществляется государственным партнером. В свою очередь, частному партнеру разрешается осуществлять лесозаготовки на постоянной основе на специально отведенных для этого территориях. Лесозаготовки обеспечивают необходимый уровень доходов для всех участников проекта.
В целях первоначального приобретения собственности, что, в конечном счете, составило основу партнерства, власти Штата выделили 16.5 млн. долларов, обеспечив приобретение половины выставленной на продажу земли, общая площадь которой составила 58,000 акров. ПНО, действующая от лица благотворительного фонда, приобрела оставшиеся 29,000 акров земли также за 16.5 млн. долларов с намерением последующей передачи земли властям Штата на безвозмездной основе.
Поскольку начальный этап партнерства, предполагающий поиск средств для приобретения 29,000 акров земли, был реализован во взаимодействии с ПНО, частная компания выступила субподрядчиком, обеспечивающим управление частной собственностью в соответствии со стандартами и механизмами защиты окружающей среды. Условия последнего контракта на управление лесным массивом площадью 58,000 акров, заключенного в рамках рассматриваемого проекта ГЧП между властями Штата и частной компанией, учитывали успех проекта ГЧП в управлении начальными 29,000 акрами земли.
Уникальной особенностью рассматриваемого проекта ГЧП является самофинансирование. План устойчивого управления лесными территориями включал возможность выявления таких участков, которые обеспечивали бы лесозаготовки без негативного воздействия на состояние окружающей среды.
Управление лесозаготовками обеспечивалось, согласно контракту, частной компанией. Доходы от продажи лесоматериалов обеспечивали дополнительными средствами центральные и региональные власти. Кроме того, продолжение лесозаготовок разрешило опасения местного населения относительно экономических последствий проекта.
Распределение рисков
Благодаря заинтересованности в «жизнестойкости» данной модели сотрудничества, власти Штата согласились покрывать все возможные потери частной компании в первые два года реализации проекта, после чего частная сторона обязуется взять на себя риски, связанные с рентабельностью партнерства. Однако проект партнерства оказался экономически успешным уже в первые два года реализации, так же как и в каждый из последующих годов.
Вклад частного сектора
Частный партнер располагает финансовыми и кадровыми ресурсами для обеспечения эффективного управления территориями и устойчивого использования природных ресурсов.
Экономические, социальные и экологические преимущества.
Проект:
обеспечил экономическую активность и занятость, оказав поддержку местному бизнесу и местному населению;
предотвратил использование лесных территорий не по их прямому назначению;
позволил улучшить качество воды и состояние водных ресурсов в Чесапикском заливе, что стало частью более широкой программы
мероприятий по его сохранению;
защитил территорию обитания редких и исчезающих биологических видов;
содействовал здоровому воспроизводству почвы и леса;
защитил живописные места, представляющие особый исторический, культурный и экологический интерес.
Эффективность
Вместо того, чтобы нанимать лесников и другой персонал, власти Штата заключили контракт с частным партнером, который обеспечивает управление территориями в соответствии с действующими стандартами.
Властям Штата удалось избежать расходов государственных средств и, более того, удалось получить дополнительные доходы от обеспечения устойчивого и эффективного управления лесными территориями.
Начиная с момента реализации проекта, происходит ежегодное увеличение прибыли, обеспечивая не только государственный, но и частный сектор ерьезными стимулами к развитию и поддержке проектов ГЧП.
Прозрачность.
Проект представляет собой наглядный пример прозрачной модели сотрудничества, при которой негосударственные организации, местные органы власти, государственный и частный сектора участвуют в обсуждении проекта, его основных характеристик, вопросов финансирования и управления.
Ежегодный финансовый аудит проекта, полностью открытый для общественности, а также проведение независимого мониторинга результатов
проекта компанией DNR также обеспечивают его подотчетность.
Возможность применения модели в других странах.
Такая модель сотрудничества может быть использована там, где существует потребность в определенных услугах, а устойчивое развитие и использование природных ресурсов может быть источником оплаты самих проектов и планов устойчивого развития.
2.6. Проект ГЧП «Neumat – тюрьма в г. Бургдорфе (Швейцария)».
Кантон Берна построил новый административный центр в г. Бургдорфе, в состав которого входит и тюрьма, рассчитанная на 110 заключенных.
Общий объем инвестиций - приблизительно 150 миллионов швейцарских франков. Правительство Кантона решилось на реализацию нового проекта ГЧП не только из финансовых соображений, но и с целью протестировать его, что важно для Кантона.
Финансовое положение заставило искать альтернативу традиционному приобретению зданий. Администрация Кантона изучила возможности ГЧП и пришла к выводу об экономической целесообразности реализации проекта ГЧП.
При подготовке данного проекта, под ГЧП понималось государственное и частное партнерство - сотрудничество государственных и частных партнеров, направленное на оказание услуг общественности. Правительство заключает контракт с частным партнером с целью проектировать, строить, финансировать, осуществлять обслуживание общественных зданий и сооружений. Новым в ГЧП является сотрудничество в области эксплуатации зданий. Частный партнер осуществляет финансирование проекта на протяжении всего периода его реализации. Государство за предоставление полного комплекса услуг выплачивает частному партнеру предварительно согласованную фиксированную ежегодную плату. По истечении срока действия контракта обязанности по обслуживанию объекта передаются правительству.
В апреле 2008 г. Правительство Кантона одобрило реализацию проекта ГЧП. Проект был признан на международном уровне. Комплексный контракт был подписан в ноябре 2009 года. Началась реализация первого швейцарского проекта ГЧП, разработанного в соответствии с международными стандартами.
После двухлетнего строительства здание готово к эксплуатации с апреля 2012 года.
Жизненный цикл.
Проект Neumat был рассчитан на 25 лет. В целях ожидания эффективности от проекта, потребности и расходы, необходимые для его реализации были учтены с самого начала. Это означает, что даже небольшие улучшения в строительстве могут оказать существенное влияние на весь период эксплуатации объекта. Например, внешний вид, энергоснабжение, уборка и так далее.
Все здания были спроектированы в соответствии с наилучшим стандартом использования энергии.
Использовались исключительно экологически чистые материалы. Эксплуатация здания требует низкого потребления энергии, что обеспечивается с помощью использования солнечных панелей тепловых насосов.
После завершения строительных работ частный партнер берет на себя ответственность за управление и эксплуатацию зданий. К ним относятся управление, уборка и уход за зданиями, а также уборка и уход за наружными установками, руководство работающим персоналом и другие организационные услуги.
При разработке проекта учитывалась необходимость осуществлять оптимальное управление объектами в дальнейшем. Одна из главных проблем этого проекта - 25-летний период эксплуатации. Кантон успешно передал обязанность нести все риски частному партнеру.
Через 25 лет здания будут переданы обратно Кантону в четко определенном состоянии. Правила строительства гарантируют кантону возможность в будущем использовать здания по-разному.
Объект построен по стандартам системы разделения и гибкости использования. Например, разделительные перегородки в тюрьмах не являются несущими, так что они могут быть перемещены в любое время и могут обеспечить возможность использования зданий для других целей.
В новом центре предусмотрена тюрьма, рассчитанная на 110 заключенных.
Задачи частного оператора и государства в этом проекте четко разделены. Частный партнер несет ответственность за управление и обслуживание эксплуатируемого объекта. Причем заключенные не привлекаются к данной деятельности. Любая деятельность, касающаяся содержания заключенных, осуществляется исключительно органами государственной власти.