Проект Национальной платформы бизнеса Беларуси-2015
Рабочая группа Координационного совета по развитию и продвижению «Национальной платформы бизнеса Беларуси». представила на обсуждение проект Национальной платформы бизнеса Беларуси-2015. Текст проекта и предложения будут дорабатываться (редактироваться) до 10 марта 2015 года.
Просим направлять Ваши письменные предложения в редакционную комиссию и Рабочую группу!
Наши координаты: www.allminsk.biz, www.liberty-belarus.info, www.primus.by
ПРОЕКТ г. Минск 2015
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА БИЗНЕСА БЕЛАРУСИ-2015
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Национальная платформа бизнеса Беларуси 2015 года (далее – Платформа, НПББ) – это предложение о консолидации конструктивных сил бизнеса и власти с целью превращения глубоких кризисных явлений в экономике в новые возможности.
В 2014 г. Беларусь оказалась в беспрецедентно жёстких внешних условиях. Рецессия российской экономики, глубокая девальвация российского рубля вкупе с резким падением цен на нефть радикально меняют производственный, финансовый и инвестиционный контекст для белорусской экономики. Для белорусских производителей существенно сократились и возможности украинского рынка. Признание того, что диверсификация национальной экономики не состоялась, требует новых подходов к её модернизации, изменению подходов по созданию институтов современной конкурентоспособной экономики.
В конце 2014 г. белорусский бизнес пережил сильный шок, вызванный тотальным ценовым регулированием и валютными интервенциями органов госуправления. Решения, которые поставили под угрозу банкротства тысячи экономических субъектов принимались, в нарушение Директивы №4, без консультаций с бизнес сообществом. Они привели к фактическому параличу деловой активности, невозможности полноценного планирования производственной, инвестиционной и торговой деятельности даже в краткосрочной перспективе.
Состояние государственных и корпоративных финансов увеличивает давление на бизнес, правительство и общество. В условиях высоких бюджетных расходов на выплату и обслуживание государственного долга, «заморозки» значительных сумм оборотного капитала в складских запасах, неликвидах и неплатежах требуется особое внимание к качеству управления финансовыми и инвестиционными ресурсами.
В 2014 году основные проблемы белорусского бизнеса усугубились ростом антагонизма между финансовым сектором и производителями товаров, нефинансовых услуг. Решения, принятые Национальным банком в начале 2015 г., эти антагонизмы не ликвидировали. Кредиты не стали доступнее. Правила конкуренции не стали справедливее. Государственные коммерческие организации не стали дисциплинированнее в выполнении своих обязательств перед частным сектором. Система принятия решений по нормам и правилам ведения бизнеса не стала прозрачнее, а законодательные изменения - предсказуемее. Более того, практика замораживания цен и расширения полномочий контрольных органов создаёт дополнительные препятствия для успешного проведения назревших системных реформ и улучшения качества инвестиционных процессов.
Национальная платформа бизнеса Беларуси-2015 необходима для восстановления доверия между бизнесом и властью, формирования полноценных механизмов государственно-частного партнёрств, актуализации диалоговых площадок по созданию благоприятного делового климата.
Платформа нужна для гармонизации интересов производителей товаров и услуг, работников и государства при проведении реформ и для минимизации влияния кризисных явлений на Беларусь. Через Платформу национальный бизнес утверждает свою конструктивную позицию по созданию конкурентных экономических институтов, формулирует конкретные предложения по улучшению делового климата и формированию в стране культуры трудолюбия, достижений, честного предпринимательства и гражданской солидарности.
Национальная платформа бизнеса – это:
- комплексные предложения белорусского бизнеса по улучшению делового климата страны;
- неотъемлемая часть системным мер по преодолению кризисных явлений в экономике;
- комплексные предложения по созданию институтов развития и роста;
- актуальная повестка дня отечественного предпринимательства;
- основа для частно-государственного диалога и партнерства;
- путь к безбарьерной среде для бизнеса и сбалансированному развитию государства.
Введение
В 2014 году, начале 2015 г. белорусский бизнес стал заложником чрезвычайно сложных внешних обстоятельств и противоречивых действий органов государственного управления. Скромные, непоследовательные шаги навстречу бизнесу в течение года, в сфере регулирования разных параметров делового климата, не могли нейтрализовать финансовый и валютный удар декабря 2014 г. Введение тотального ценового регулирования в розничной торговле и общественном питании усугубило ситуацию. Слабая тенденция улучшения макроэкономической ситуации в 2012 и первой половине 2014 гг. была повёрнута вспять поспешными, не учитывающими всей сложности ситуации решениями. Жёсткие ограничения и запреты на товарных и денежном рынках в конце года стали в значительной степени итогом проволочек и инерционности в экономической политике последних трёх лет.
Игнорирование мнения бизнес-сообщества по ключевым вопросам макроэкономической политики и делового климата привело к углублению кризиса доверия между бизнесом и властью. Экономическая политика формировалась без учёта явных сигналов об угрозах и рисках, как с внешних рынков, так и со стороны отечественных производителей товаров и услуг. Необходимая корректировка структурной и промышленной политики не проводилась. Национальный банк и Совет Министров не гармонизировали свои действия с требованиями контрциклической политики.
Бизнес-сообщество вынуждено было уделять много внимания не столько существенному улучшению делового климата, сколько противодействию принятию или отмене уже принятых актов законодательства. Так было с Постановлением Национального банка №599 от 29.09.2014 «О плате за осуществление отдельных банковских операций» (отменено через месяц после принятия в результате кампании бизнес- и экспертного сообщества) или предложением Совета Министров увеличить базовую ставку НДС до 22%.
В начале 2015 года Министерство по налогам и сборам выступило с предложением резкого повышения штрафов за налоговые правонарушения, несмотря на то, что бизнес- сообщество на протяжении ряда лет настоятельно рекомендует снизить штрафные санкции и изменить порядок их наложения. Разные позиции министерств и ведомств по вопросам развития отечественного предпринимательства и улучшения делового климата создают дефицит взаимопонимания не только между органами государственного управления и бизнес сообществом, но также между бизнес-ассоциациями и их членами, с одной стороны, и всем деловым сообществом - с другой.
Серьёзные вызовы для предпринимательства, возникшие в начале 2014 года, превратились в его конце в реальные угрозы. Доступ к заёмному капиталу и инвестиционным ресурсам на условиях мирового рынка не обеспечен. Дискриминационные практики со стороны государственных организаций и монополистов продолжаются. Вступление Беларуси в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) сопровождалось резким ухудшением условий торговли с Россией. Очередной международный договор пока не принёс Беларуси базовых четырех свобод интеграции - перемещения товаров, услуг, денег и рабочей силы. По многим товарным позициям наблюдается рост числа нетарифных барьеров. Монетарная и макроэкономическая политика правительства России, в частности, обвальная девальвация российского рубля, резко снизили конкурентоспособность белорусских товаров на российском рынке. Значительные ценовые дисбалансы между Россией и Беларусью привели в условиях отсутствия границ к притоку потребительских товаров на внутренний рынок Беларуси, что оказало негативное воздействие на спрос в легальной розничной торговле.
Создание условий для полноценного развития отечественного предпринимательства позволило бы диверсифицировать белорусскую экономику, нейтрализовать высокие риски зависимости как от нефтегазовых договорённостей с российскими монополиями, с одной стороны, так и от конъюнктуры российского рынка - с другой. Сильное негативное влияние на Беларусь в 2014 году экономических тенденций и явлений, имевших место в России доказывает, что диверсификация структуры производства товаров в отечественной экономике не состоялась. Данная проблема решается исключительно через развитие конкурентоспособного малого и среднего бизнеса.
К сожалению, в 2014 году белорусские власти практически заблокировали даже малую приватизацию. Нет заметного прогресса в передаче арендованных объектов от государственных и коммунальных организаций арендаторам. Процедуры покупки земли и включения её в полноценный коммерческий оборот остаются чрезвычайно сложными, времяёмкими и дорогими. Развитие производственного предпринимательства, то есть диверсификацию экономики страны, серьёзно тормозит существующий порядок получения разрешений на строительство и подключение к энергосистеме, прохождение обязательных процедур согласования с сотрудниками МЧС, санстанцией и другими государственными регуляторами. Дух предпринимательства разбивается о непроходимую бюрократию и стену номенклатурного безразличия. Формально инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса в Беларуси создана. Работают десятки центров поддержки предпринимательства, инкубаторы, инновационные центры и т.д., но эффективность их работы достаточно низкая. Они сами вдут борьбу за выживание без ресурсов.
Ухудшение внешних условий торговли, сокращение внутреннего спроса, проведение политики искусственно дорогого белорусского рубля при высокой налоговой и регуляторной нагрузке, неэффективные институты и механизмы банкротства и взыскания долгов – вот основные факторы роста задолженности и ухудшения платёжной дисциплины. Малый и средний бизнес особенно уязвим перед неплатежами государственных и коммунальных коммерческих организаций.
В 2014 году не произошла глубокая модернизация формата взаимоотношений бизнеса и власти. Многие решения органов государственного управления, которые ухудшали условия деятельности предпринимательства, принимались в обход существующих диалоговых площадок бизнеса и власти, в том числе Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь. Обмен мнениями нередко носит формальный характер.
Достигнутые в рамках рабочих групп договорённости часто не были реализованы в актах законодательства. Более того, белорусские власти принимали документы с регуляторными и финансовыми нормами, которые напрямую противоречили интересам предпринимательства. Существование системы принятия решений, которая игнорирует рекомендации официальных диалоговых площадок, подрывает доверие к ним, снижает конкурентоспособность белорусского делового климата и ослабляет общественные институты развития и роста.
Бизнес-сообщество приветствует предложения властей участвовать в разработке проекта законов о государственно-частном партнёрстве, о борьбе с коррупцией, стратегии социально-экономического развития страны до 2030 года. К сожалению, содержание данных документов не могло повлиять на улучшение делового климата в краткосрочном периоде, равно как и на сокращение налогового и регуляторного бремени. Мнение бизнес-сообщества по-прежнему игнорируется при выработке основных параметров текущей экономической политики, которые отражены в базовых актах законодательства, регулирующих экономическую деятельность: Законе о бюджете, Налоговом кодексе, основных направлениях денежно-кредитной политики.
Очередной нерешённой проблемой является сохранение практики перекрёстного субсидирования затрат по электроэнергии, теплу, жилищно-коммунальному обслуживанию и аренде. В условиях запредельно дорогих заёмных ресурсов, девальвационного давления, низкой платёжной дисциплины и дискриминационных практик государственных организаций перенос дополнительного бремени затрат на частный бизнес, при одновременном его сокращении в государственном секторе, является контрпродуктивным.
В 2015 году бизнесу и власти необходимо вместе противодействовать целому ряду негативных явлений и проблем. Среди них: кризис доверия, внешняя неопределенность, императивы Евразийского экономического союза, снижение внутреннего спроса, токсикация значительной части производственных активов, «заморозка» миллиардов долларов оборотного капитала в долгах и складских запасах.
Основными вызовами для белорусского государства в 2015 году являются следующие:
→ сбалансирование интересов государства, с одной стороны, производителей товаров и нефинансовых услуг - с другой, по созданию инструментов доступного кредитования;
→ активизация структурных реформ при сохранении социальной стабильности и справедливости;
→ обслуживание государственного внешнего долга при сохранении сбалансированного бюджета;
→ дедолларизация экономики путём значительного роста неинфляционного спроса на белорусские рубли, т. е. вовлечение в полноценный коммерческий оборот земли и активов государственных предприятий;
→ адаптация параметров делового климата, макроэкономической политики Беларуси к росту конкурентного давления со стороны партнёров по Евразийскому экономическому союзу;
→ нейтрализация внешнего шока в виде падения спроса на российском и украинском рынках, а также угрозы дальнейшей девальвации российского рубля в условиях резкого падения цен на нефть;
→ создание эффективных механизмов противодействия монополистическим, дискриминационным практикам коммерческих структур на внутреннем рынке Беларуси;
→ формирование кредита доверия среди предпринимателей и общества к государственно-частному партнёрству;
→ обеспечение чёткой координации действий разных органов государственного управления при проведении экономической политики, в том числе по улучшению делового климата;
→ существенное повышение рыночной капитализации государственных активов за счёт улучшения качества корпоративного управления, адаптации лучших международных практик и обязательных стандартов;
→ оценка эффективности государственных инвестиций, правовой и административной поддержки коммерческих организаций в рамках государственных программ и инвестиционных проектов.
Основные вызовы для предпринимательства Беларуси в 2015 году – это:
→ поиск источников доступного заёмного капитала и инвестиций для адаптации к меняющимся условиям внутреннего и внешних рынков;
→ ликвидация административных барьеров формирования свободных цен, как неотъемлемый элемент механизма адаптации бизнеса к быстрым изменениям состояния внутреннего и внешних рынков сырья, инвестиционных товаров, финансовых ресурсов, в том числе иностранной валюты;
→ снижение налоговой нагрузки и регуляторного бремени;
→ выравнивание условий хозяйствования, в том числе доступа к кредитным ресурсам, для всех коммерческих организаций;
→ внедрение современных механизмов управления издержками, продвижения товаров и привлечения перспективного человеческого капитала;
→ обеспечение участия отечественного предпринимательства в честной, открытой приватизации и структурных реформах;
→ сокращение дистанции между содержанием актов законодательства и практикой их правоприменения;
→ ликвидация конфликта интересов в рамках министерств и ведомств, которые одновременно выполняют функции владения, распоряжения активами, регулирования рынка и контроля;
→ определение действенных форм ответственности органов государственного управления и государственных коммерческих организаций за повышение платёжной дисциплины и выполнение финансовых обязательств перед частным сектором за поставленные товары и оказанные услуги;
→ улучшение качества кампании бизнес адвокаси путём вовлечения в неё новых предпринимателей и коммерческих организаций, а также более эффективного использования диалоговых площадок с органами государственного управления.
Белорусское бизнес-сообщество гордится партнёрством с независимыми научными, аналитическими и исследовательскими организациями. Мы сохраняем твёрдую уверенность в необходимости такого же конструктивного, открытого диалога, настоящего партнёрства с органами государственного управления.
Вызовы и проблемы 2015 года не оставляют нам времени на раскачку. Торможение процесса создания конкурентных институтов развития и роста грозит стране ежегодными потерями не только 3 – 5% ВВП, но и разрушением сложных производственных цепочек и кластеров, которыми традиционно сильна наша страна.
Бизнес и государство - мы вместе несём ответственность перед рабочими, пенсионерами, учителями и медицинскими работниками за создание новых рабочих мест, развитие качественной инфраструктуры, сохранение природных богатств и популяризацию предпринимательства среди молодёжи. Общество требует от нас структурной и организационной модернизации. Мы не имеем права его подвести.
Главная проблема - неравенство условий хозяйствования
Проблема неравенства условий хозяйствования в Беларуси является одной из самых острых для предпринимательства. Бизнес и аналитическое сообщество включили её в повестку дня диалога с властью с самой первой Национальной платформы бизнеса в 2006 году. К сожалению, прогресса в решении данной проблемы нет. Макроэкономическая нестабильность, разбалансированный кредитно-денежный рынок, сотни налоговых льгот, преференций по доступу к сырью, земле и недвижимости только усугубили положение частного бизнеса. Поэтому в НПБ-2015 мы решили особо выделить данную проблему и описать её более подробно.
Согласно статье 13 Конституции Беларуси, «государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности… Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Согласно опросам бизнеса, глубоким интервью, проводимым с членами деловых союзов, неравенство условий хозяйствования является основным дефектом делового климата страны. В 2014 году этот институциональный недостаток делового климата не был ликвидирован. Отношение органов государственной власти к проблеме неравенства условий хозяйствования остаётся весьма спорным. Так, А.Г. Лукашенко в отношении налогов заявил: «Мы должны исходить из принципа, когда все субъекты хозяйствования работают в равных условиях. Исключение могут составлять только приоритетные виды деятельности, представляющие интерес для государства с точки зрения создания условий для эффективного развития и, конечно же, получения отдачи»[1].
В Беларуси действует около 250 налоговых льгот. Из-за них бюджет недобирает около миллиарда долларов. Подобные налоговые режимы вызывают сильные искажения конкурентного поля и приводят к перераспределению ресурсов в пользу далеко не самых эффективных коммерческих организаций. Глава государства признаёт: «…Мы надавали столько льгот, что теперь сами с трудом можем разобраться»[2].
О широком распространении практики нарушения равных условий хозяйствования свидетельствует мнение Премьер-министра А.В. Кобякова относительно режима работы самого правительства: «Многие министры сводят свою работу к тому, чтобы получить побольше денег из бюджета и получить льготы для подведомственных организаций, которые не предусмотрены... А поскольку это какие-то исключительные случаи, то, естественно, что их коллеги - Минфин, Минэкономики - пишут замечания, они против. И потом вся эта склока приходит в правительство, где в ручном режиме начинается определенное регулирование баланса интересов"…»[3]
Тот факт, что первый раздел проекта новой редакции Директивы Президента «О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь», представленной для обсуждения бизнес-сообществу в феврале 2015г., начинается с требования создания равных условий ведения предпринимательской деятельности и обеспечения дальнейшего развития добросовестной конкуренции субъектов хозяйствования, независимо от формы собственности, говорит о понимании властями важности решения данной проблемы.
Неравенство условий хозяйствования проявляется в следующих формах:
- разные условия доступа к кредитным ресурсам;
- разные требования к заёмщикам по залогу и гарантиям при получении кредита;
- избирательные запреты на совершение коммерческих операций, действий с секторальными или индивидуальными исключениями;
- разные требования к государственным и частным коммерческим организациям по налоговым платежам (отсрочки, рассрочки, списание задолженности), платежам за приобретённые товары и услуги, а также по возврату полученных кредитов (реструктуризация долгов, списание части долга, оплата долга правительством);
- избирательное предоставление налоговых льгот (по НДС, налогу на прибыль, ввозным таможенным пошлинам, местным налогам) по секторальному принципу и под реализацию определённых коммерческих проектов, которые получают статус;
- разные условия доступа к сырью, топливно-энергетическим ресурсам;
- разные правила изменения цены;
- разные требования по доступу к валютному рынку;
- разные штрафные санкции, а также порядок их взимания;
- разное отношение контрольных органов;
- разные условия доступа к объектам недвижимости (производственные, складские, офисные помещения);
- разные условия доступа к финансированию инновационной деятельности;
- разные условия доступа к государственным закупкам.
Органы государственного управления принимают решения, которые выделяют отдельные субъекты хозяйствования из общих условий рынка. Большую проблему представляет собой практика правоприменения актов законодательства, которые предусматривают большие «вилки» в определении ставки налога, кредита, аренды, штрафа, пошлины или другого обязательного платежа в пользу государства. Предоставление льгот одним субъектам хозяйствования приводит к изменению условий доступа к ресурсам и правил работы на рынке для других.
Примерами предоставления льгот, которые искажают общие рыночные условия, являются следующие документы, принятые в 2014 году:
- постановление Совета Министров № 1126 от 2.12.2014 «О предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь в погашении кредитов, выданных деревообрабатывающим организациям»;
- постановление Совета Министров № 647 от 2.07. 2014 г. «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2013 г. № 1155», которое создаёт особые условия для создания производства по выпуску бумаги-основы для декоративных облицовочных материалов;
- постановление Совета Министров № 663 от 11.07.2014 «О предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь в погашении кредитов» предоставляет ОАО «Белагропромбанк» гарантии Правительства Республики Беларусь в погашении кредитов, выдаваемых этим банком республиканскому объединению «Белагросервис» в сумме 62,5 млрд. рублей и государственному объединению по мелиорации земель, водному и рыбному хозяйству «Белводхоз» в сумме 86,7 млрд. рублей для закупки современной сельскохозяйственной техники и оборудования в целях последующей передачи организациям агропромышленного комплекса на условиях финансовой аренды (лизинга), со сроком возврата кредитов до 1 июля 2022 г.»;
- постановление Совета Министров № 715 т 23.07.2014 «О некоторых мерах по реализации инвестиционного проекта открытым акционерным обществом «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат» «предоставляет ОАО «Белагропромбанк» гарантии Правительства Республики Беларусь в погашении кредитов и уплате части процентов за пользование ими (за исключением процентов, возмещаемых за счет средств республиканского бюджета), выдаваемых (выданных) этим банком открытому акционерному обществу «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат» для финансирования инвестиционного проекта «Модернизация бумагоделательной машины БП-54 и технологического потока массоподготовки в открытом акционерном обществе «Бумажная фабрика «Красная Звезда», со сроком возврата до 28 февраля 2018 г.»;
- постановление Совета Министров № 780 от 12.08.2014 г. «О предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь в погашении кредитов и внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2013 г. № 59 и от 26 февраля 2014 г. № 157» предоставляет «открытому акционерному обществу «Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк» гарантии Правительства Республики Беларусь в погашении основного долга по кредитам, выданным этимбанкомоткрытомуакционерному обществу «Могилевдрев» в белорусских рублях в соответствии с пунктом 5 Указа Президента Республики Беларусь от 18 октября 2007 г. № 529 «О некоторых мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 252, 1/9040) и переоформленным в евро, в соответствии с пунктом 51 этого Указа, а также уплате процентов за пользование этими кредитами всоответствии с кредитными договорами от 10 мая 2011 г. № 11053 на сумму 11 702,3 евро и от 12 сентября 2011 г. № 11080 на сумму 18 105,01 евро»;
- постановление Совета Министров № 807 от 20.08.2014г. «О возмещении в 2014 году части процентов за пользование банковским кредитом» предоставляет льготы при строительстве комбината строительных материалов в поселке городского типа Лоево;
- постановление Совета Министров № 346 от 14.04.2014г. «О возмещении в 2014 году части процентов за пользование банковскими кредитами» предоставило льготы и дешевые ресурсы для ОАО «Кожевник» и «Бобруйский кожевенный комбинат»;
- постановление Совета Министров № 310 от 4.04.2014г. «О возмещении в 2014 году части процентов за пользование банковским кредитом» предоставило льготы ОАО «Камволь» за счет средств республиканского бюджета в виде возмещения части процентов за пользование кредитом, предоставленным открытым акционерным обществом «Сберегательный банк «Беларусбанк», согласно кредитному договору от 14 февраля 2013 г. № 5240030213 на сумму 3,5 млн. долларов США, в размере 25 процентов ставки по кредиту с возмещением в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка, установленному на дату возмещения процентов;
- постановление Совета Министров № 547 от 6.06.2014г. «О реструктуризации просроченной задолженности по платежам в республиканский бюджет» узаконило реструктуризацию просроченной задолженности ОАО «Красносельскстройматериалы», «Белорусский цементный завод», «Кричевцементношифер» по платежам в республиканский бюджет по кредитам Экспортно-импортного банка Китая, образовавшуюся на 1 мая 2014 г., путем дополнительного выпуска акций и передачи их в собственность Республики Беларусь;
- постановление Совета Министров № 579 от 16.06.2014г. «О возмещении в 2014 году юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты, процентов за пользование банковскими кредитами», согласно которому государственные льготы получили производители алкогольных напитков.
Приоритетные направления И ПРЕДЛОЖЕНИЯ реформирования делового климата страны в 2015 году
I. Добросовестная конкуренция
Создание системы противодействия монополистическим проявлениям и поддержки добросовестной конкуренции через учреждение Государственного агентства по антимонопольной политике и развитию конкуренции.
- Усиление административной ответственности должностных лиц органов власти за нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о конкуренции.
- Запрет государственным контролирующим и надзорным органам входить в состав учредителей и собственников субъектов хозяйствования.
- Законодательное закрепление разделения функций государства как регулятора, собственника, контролёра и лицензиара, введение административной ответственности должностных лиц за действия, которые квалифицируются как «конфликт интересов».
- Отмена порядка распределения сырья, товаров и услуг белорусскими предприятиями-монополистами через механизм квот и по ценам, которые существенно ниже рыночных.
- Сокращение перечня товаров, на которые государство устанавливает минимальные экспортные цены.
- Проведение единой ценовой политики предприятий-монополистов в отношении коммерческих организаций, работающих на одном сегменте рынка.
- Предоставление права государственным юридическим лицам, а также юридическим лицам, на решение которых может влиять государство, владея контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев), страховать свои имущественные интересы в страховых организациях всех форм собственности, в том числе и с участием иностранного капитала.
- Демонополизация национальной системы перестрахования, установление рыночных взаимоотношений страховщиков и национальной перестраховочной организации, предоставление страховщикам безусловного права самостоятельно выходить на внешние рынки перестрахования.
- Разработка законодательной базы для развития системы небанковского некоммерческого финансирования субъектов хозяйствования.
- Выделение платных медицинских и образовательных услуг из системы бюджетного здравоохранения и образования в самостоятельные хозрасчетные учреждения.
- Установление единого норматива целевых отчислений, производимых заказчиками, застройщиками от стоимости строительно-монтажных работ (СМР) по объектам строительства на финансирование инспекций Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета стандартизации, в размере 0,15% от стоимости СМР, независимо от источника финансирования.
- Оказание государственной финансовой поддержки субъектам хозяйствования исключительно на конкурсной основе, независимо от формы собственности.
II. Эффективная дебюрократизация
Ликвидация ограничения свободного ценообразования, отмена положений Указа Президента Республики Беларусь № 567 от 5.12.2014г. «О дополнительных мерах по защите прав потребителей», Постановления Совета Министров от 19.12.2014г. № 1207 «О некоторых вопросах потребительскогорынка» в части регулирования цен и права закрытия объектов розничной торговли и общественного питания.
- Обеспечение равенства прав и обязанностей граждан Республики Беларусь и иностранных граждан, временно пребывающих в Республике Беларусь, при осуществлении розничной реализации товаров на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах .
- Ликвидация обязательного характера ассортиментных перечней товаров субъектам малого и среднего предпринимательства для объектов розничной торговли торговой площадью до 300 кв. метров и общественного питания до 100 посадочных мест.
- Отказ от двойного регулирования тарифов на платные стоматологические и диагностические услуги, ограничив их только предельным уровнем рентабельности с дальнейшим исключением данных услуг из Перечня платных медицинских услуг, тарифы которых регулируются государством.
- Предоставление права оценивать государственное имущество (активы) и землю оценщикам негосударственной формы собственности.
- Установление прозрачных правил выдачи технических условий на строительство и реконструкцию объектов промышленного, гражданского и жилищного строительства, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
- Сокращение сроков и упрощение процедуры регистрации проектов международной технической помощи, направленной на развитие предпринимательства.
- Внесение в Постановление Совета Министров от 12.11.2007г. №1497, гл.6 - п.59-60, дополнения о переходе на бесплатный режим регистрации и использования технических средств наружной рекламы (за исключением оплат за аренду места собственнику) для всех субъектов хозяйствования.
III. Регуляторная оптимизация
Установление моратория на повышение ставок арендной платы до 2018 года в помещениях государственной и коммунальной собственности.
- 23. Установление моратория на увеличение размеров штрафов за правонарушения в области предпринимательской деятельности до 2018 года.
- 24. Установление моратория на введение новых налогов, сборов, пошлин, обязательных неналоговых платежей, а также размера и порядка их оплаты, действующих до 2018 года.
- 25. Исключение из раздела «Доходы республиканского бюджета» Закона о бюджете установленных показателей доходов от сбора штрафов и реализации конфискованного имущества.
- 26. Дополнение критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства критерием выручки от реализации товаров и услуг.
- 27. Ограничение размера тарифов на инкассацию наличных денег банками, услуги эквайринга до уровня не выше 0,25 % от суммы.
- 28. Отмена индикативного определения цены импортного товара таможенными и иными органами.
- 29. Принятие действенных, работающих механизмов передачи земли в долгосрочную аренду и в частную собственность для предпринимательской деятельности.
- 30. Отмена запрета на осуществление авансовых платежей на приобретение импортных товаров и услуг коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями.
- 31. Предоставление организациям малого и среднего предпринимательства права самостоятельно утверждать нормативы по командировочным расходам с включением в состав затрат, учитываемых при налогообложении.
- 32. Отмена права списания средств со счетов организаций по инкассовым распоряжениям контрольных, надзорных и финансовых органов без судебного постановления.
- 33. Оптимизация, упрощение и удешевление процедур связанных с выдачей разрешительной документации на проектные и строительные работы; процедур согласования с органами государственного надзора; прохождения экспертиз и процесса ввода в эксплуатацию зданий и сооружений гражданского и промышленного строительства.
- Запрет на установление повышающих коэффициентов к базовым ставкам налога на недвижимость и налога на землю.
- 35. Снижение тарифов оплаты проезда (в системе Beltoll) по платным дорогам пассажирскому и грузовому транспорту грузоподъемностью до 5 тонн.
- 36. Отмена платы за услуги, связанные с подачей в налоговые органы налоговых деклараций (расчётов) в виде электронного документа.
- 37. Отмена ограничений по использованию упрощенной системы налогообложения, касающихся организаций, 25 % уставного капитала которых принадлежит иным юридическим лицам.
- 38. Запрет на введение нормы 90-дневной отсрочки принятия ввозного НДС к вычету по импортируемым товарам.
- 39. Предоставление страховым брокерам возможности применять упрощенную систему налогообложения.
- 40. Исключение из налоговой базы сумм, коммунальных расходов, возмещаемых арендодателю (лизингодателю), не включенных в арендную плату для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
- 41. Внесение дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь в части уточнения доходов и расходов страховых организаций.
- 42. Отмена норматива расходов на ведение дела для страховых организаций.
- 43. Отмена льготы по уплате НДС при реализации лесоматериалов лесхозами по их лесохозяйственной деятельности, создание равных налоговых режимов на рынке лесозаготовки для организаций всех форм собственности.
- 44. Освобождение физических лиц от уплаты подоходного налога с сумм, направленных на медицинскую помощь для себя или близких родственников (социальный вычет).
- 45. Отмена нормы законодательства, согласно которой работающему пенсионеру уменьшается размер пенсии.
- 46. Изменение порядка формирования Фонда социальной защиты населения.
- 47. Обеспечение снижения пенсионной страховой нагрузки на нанимателей путем перераспеределения обязательных социальных отчислений между работодателем и наёмным работником.
- Дополние Положения о лицензировании нормой о применении меры ответственности за выявленные нарушения только в части нарушения, с сохранением действия лицензии в целом.
- Упрощение и удешевление механизма сертификации собственного производства.
- Сокращение отчисления от фонда заработной платы средств по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний до 0,1%.
IV. Денежная политика и финансы
- 51. Создание Национальным банком условий для выхода на свободное курсообразование и предсказуемую монетарную политику.
- 52. Осуществление эффективной антиинфляционной политики, снижение индекса потребительских цен в 2015 г. до уровня не выше 18%.
- 53. Ограничение объёма льготных кредитов в общем объёме кредитования до 20%.
- 54. Устранение конфликта интересов в банковской сфере путём выхода Национального банка из состава учредителей всех коммерческих организаций.
- 55. Применение общих требований законодательства о банках к ОАО «Банк развития», ликвидация его особого статуса небанковской коммерческой организации.
- 56. Снижение стоимости кредитных ресурсов для бизнеса за счет проведения предсказуемой денежно-кредитной и курсовой политики на рыночных принципах, а также за счёт создания условий для развития конкуренции на финансовом рынке.
- 57. Снятие всех ограничений на кредитование в иностранной валюте.
- 58. Ликвидация практики субсидирования государственных инвестиционных проектов и программ, ведущей к удорожанию кредитов для частного бизнеса.
- 59. Разрешение инвестировать средства страховых резервов в разные финансовые инструменты, в том числе в негосударственные ценные бумаги.
- 60. Создание инфраструктуры рынка долговых обязательств субъектов хозяйствования Республики Беларусь.
- 61. Внедрение механизма оперативного зачета долговых обязательств, источником погашения которых являются бюджетные средства, в счет платежей в бюджет.
V. Честная приватизация
Принятие нормативного правового акта об обязательной приватизации убыточных малых и средних государственных коммерческих организаций в сфере розничной торговли, бытовых услуг, лёгкой промышленности, деревообрабатывающей промышленности, производстве резиновых и пластмассовых изделий, строительных материалов до 01.01.2017.
- Законодательное закрепление обязанности арендодателя ограниченным закрытым перечнем условий для отказа и установленного порядка его обоснования по отчуждению субъекту хозяйствования (по его заявлению), арендуемого им более трех лет недвижимого имущества, находящегося в госсобственности и в собственности ОАО, 50 и более процентов акций которых, находится в государственной собственности, а также установление ответственности должностных лиц за необоснованный отказ либо непринятие решения об отчуждении соответствующего имущества.
- Усиление административной ответственности должностных лиц за наличие у субъектов хозяйствования государственной собственности неиспользуемых или неэффективно используемых объектов.
- 65. Обеспечение на конкурсной основе передачи в доверительное управление, как имущественных комплексов, низкорентабельных и убыточных предприятий частным субъектам хозяйствования.
- 66. Обязательное включение объектов недвижимости в Единые информационные базы неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества, земельных участков по заявлению субъектов хозяйствования, объединений промышленников и предпринимателей (союзов и ассоциаций).
- 67. Отмена приоритетного права органов государственного управления и местной власти на приобретение акций акционерных обществ (долей, паёв в иных обществах).
- 68. Запрет на пересмотр результатов выкупа государственного имущества (активов), формирования уставных фондов акционерных обществ, амнистия всех сделок по приватизации государственного имущества и активов, совершенных более трех лет назад.
- Принятие акта законодательства, определяющего понятие «рейдерство», а также инструментов и механизмов противодействия ему.
- Передача на безвозмездной основе объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет бюджетных средств, субъектам малого инновационного предпринимательства для последующей коммерциализации с учетом авторских прав.
VI. Ответственное партнерство
Создание Института уполномоченного по защите прав предпринимателей (омбудсмена) при Президенте Республики Беларусь. Кандидатуры на данный пост на утверждение Главы государства представляются деловым сообществом.
- 72. Обеспечение участия объединений промышленников и предпринимателей (союзов и ассоциаций) в разработке государственной экономической политики, а также в определении параметров бюджетной политики на всех уровнях.
- Обеспечение в составе Общественно-консультативных советов при органах государственной власти и управления не менее 50% представителей субъектов предпринимательской деятельности, их объединений (союзов и ассоциаций).
- 74. Обеспечение полной прозрачности доходов и расходов всех органов государственного управления с публикацией результатов на сайтах этих органов до 1 марта года, следующего за отчетным.
- 75. Размещение на сайте Министерства финансов Республики Беларусь полной, детальной информации о прошлых, настоящих и будущих бюджетных расходах органов государственного управления в рамках бюджетного процесса.
- 76. Обеспечение субъектам малого предпринимательства - резидентам Республики Беларусь - гарантированной квоты при государственных закупках - не ниже 10% - по всем видам товаров, работ и услуг, которые они в состоянии предоставить.
77. Принятие законодательства о коллекторской деятельности. Введение и развитие института частных судебных исполнителей.
- 78. Принятие Закона «О саморегулируемых организациях».
- 79. Создание системы депозитного сбора потребительской упаковки, бывшей в употреблении, - руководящая организация данной системы должна работать на принципах саморегулирования.
- 80. Предоставление субъектам хозяйствования права вкючать суммы вступительных и членских взносов, перечисляемых ими в некоммерческие объединения и общественные организации промышленников и предпринимателей, в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), в размере не более 500 базовых величин в год.
- 81. Принятие закона «О благотворительности», с введением нормы льготирования по налогу на прибыль для организаций, которые оказывают спонсорскую помощь некоммерческим и общественным организациям, детским домам, объектам культуры и искусства, образования, спорта, религиозным общинам, официально зарегистрированным в Республике Беларусь.
- 82. Возвращение для общественных объединений предпринимателей права применения понижающего коэффициента 0,1 к ставкам арендной платы.
- 83. Выделение земельного участка под строительство в Минске Республиканского многофункционального центра поддержки предпринимательства за счет частных инвестиций.
- 84. Проведение ежегодных открытых парламентских слушаний, а также слушаний в областных (городских, районных) советах депутатов по вопросу состояния, тенденций и проблем развития предпринимательства, с участием бизнес-союзов и ассоциаций.
- 85. Направление не менее 3% от общего объема налогов, поступающих в местные бюджеты от субъектов малого и среднего предпринимательства, на поддержку малого и среднего предпринимательства.
- 86. Компенсация государством расходов нанимателей на обучение и переквалификацию новых работников, принятых в рамках оптимизации рабочей силы в государственном коммерческом секторе.
- 87. Разработка концепции непрерывного профессионально-технического образования в стране. Определение структуры работодателей основными заказчиками в системах образования.
[1]http://www.belta.by/ru/all_news/president/Lukashenko-schitaet-neobhodimym-ostavit-nalogovye-lgoty-tolko-dlja-prioritetnyh-vidov-dejatelnosti_i_695492.html
[2]http://www.belta.by/ru/all_news/president/Lukashenko-schitaet-neobhodimym-ostavit-nalogovye-lgoty-tolko-dlja-prioritetnyh-vidov-dejatelnosti_i_695492.html
[3]http://news.tut.by/economics/431872.html